Бесплатно

XXX Банные чтения. «Границы (не)различения в культуре и российских гуманитарных науках: случай гендера»

Хроника научной жизни
Длительность
48 мин
Слушать в приложении

О выпуске

В своем докладе я обсуждаю проблему видимости или, наоборот, невидимости определенных тем и повесток — как в культуре, так и в российских гуманитарных науках — как проблему границ. «Картография» этих границ — проблема нашей меняющейся сегодня эпистемологии, этики и риторики. В качестве примера я беру тему гендера в советской неофициальной культуре, в которой граница между мужским и женским «отсеками» была часто непроговоренной и даже отрицаемой, но в то же время очень явной. По отношению к диссиденству и контракультурам коммунизма тема гендерного дисбаланса и репрезентации маскулинности представляет собой слепое пятно в двойном смысле: ею пренебрегали сами актеры и участники сообществ политического противостояния и — соответственно этому — ее до сих пор игнорирует академический мейнстрим. Ведь советский андеграунд только совсем недавно перестал быть объектом героизации и стал изучаться как системное и разнородное целое со множеством субкультур, принятых кодов и со своим каноном и иерархией. Еще важнее тот факт, что «быть мужчиной» формировало говорение с позиции непринадлежности или оппозиции к официальной культуре и политике, то есть было перформативным элементом политики и находилось в самой основе понятия противостояния советскому режиму. Гендер и феминизм стали болевым пунктом рефлексии социального неравенства и патриархата в России по-настоящему только в 2000-х, а больше даже в 2010-х и 2020-х годах, в период консервативного поворота и перформативной, нередко эстетизированной гегемонной маскулинности в политике. Язык гендерной исторической деконструкции диссиденства черпает из левой философии (Батлер, Жижек, Бадью и других), постструктурализма и западных гендерных теорий. Это способствует новому взгляду и новому языку анализа истории советской культуры: к изучению советского андеграунда добавляется еще один, прежде невидимый и «маргинализованный» признак дифференциации, еще одна граница, то есть не только видимая всем граница между официальным и неофициальным, советским и несоветским.
Клавдия Смола, литературовед, культуролог, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой славянских литератур в Дрезденском университете.
Клавдия Смола. Изобретая традицию. Современная русско-еврейская литература
Доклад был прочитан на XXX Банных чтениях, организованных журналом «Новое литературное обозрение» 05-07.04.2024 года. 
Журнал «Новое литературное обозрение».Это подкаст проекта nlo.media издательства «Новое литературное обозрение». Мы в Telegram: @nlobooks VK: nlobooks

2025 © Новое литературное обозрение. Все права защищены.

Хроника научной жизни
подкаст
Новое литературное обозрение
автор
Новое литературное обозрение
издатель
Клавдия Смола
ведущий

Информация

18+
Возраст
Русский
Язык