05 сентября 2024Статья8 минут

Тёмное фэнтези с экзотическими сеттингами

В последние годы авторы фэнтези, создавая свои миры, всё чаще используют в качестве источника для вдохновения историю и легенды стран, которые прежде редко можно было встретить в жанре. Затронула эта тенденция и тёмное фэнтези, и мы решили рассказать про несколько ярких его современных представителей, которые при написании своих циклов опирались на экзотическую для него мифологию. 

 

«Сыны Тьмы», Гурав Моханти

Одна из частых причин, побуждающих молодых авторов браться за перо, — неудачная попытка найти книги, которые им бы хотелось прочесть. Поэтому они решают написать такие книги сами. Именно так произошло с Гуравом Моханти после того, как он попробовал отыскать книги, похожие на произведения своих любимых авторов, Джорджа Мартина и Джо Аберкромби, но основанные на прошлом и культуре его родной Индии. Не сумев это сделать, молодой юрист сам написал суровое фэнтези с обилием сюжетных линий, хитроумными политическим интригами и неоднозначными и колоритными героями. Работая над «Сынами Тьмы», Гурав Моханти отталкивался от эпоса «Махабхарата», и те, кто знаком с ним, встретят здесь немало знакомых персонажей. Впрочем, сюжет книги достаточно далеко ушёл от первоисточника, и знакомство с тем при чтении «Сынов тьмы» совершенно не требуется.

Пожалуй, наиболее известным из персонажей романа стоит назвать Кришну — в книге он предстаёт лукавым и изворотливым лидером Республики Матхура, которая находится в окружении врагов и отчаянно борется за выживание. Она стоит на грани катастрофы, когда внезапное перемирие даёт Кришне время на передышку. Традиционная свадебная церемония Сваямвар станет тем местом, где столкнутся интересы нескольких очень могущественных и опасных людей. И когда это происходит, можно не сомневаться — перемирие не продлится долго.

«Стальные боги», Замиль Ахтар

Выходец с Ближнего Востока Замиль Ахтар тоже создаёт фэнтезийную версию региона, который ему самому близок. В первую очередь автор вдохновлялся историей так называемых Пороховых империй — мусульманских государств, которые существовали на заре Нового времени. Но к стилистике и мифологии Востока Ахтар добавляет и элементы, явно навеянные западной культурой, — хтонических богов, которые напоминают лавкрафтовских и порой вмешиваются в жизни смертных.

В первых двух романах цикла сюжеты практически независимы, а центральные герои и места действия — разные. В «Стальных богах» автор показывает конфликт вокруг святого города — как и за реальный Константинополь, в битве за него сходятся силы Запада и Востока. Ахтар показывает события с точки зрения двух бывалых воинов, которые стоят по разные стороны баррикад и пережили болезненные потери, а потому безжалостности обоим не занимать. В «Крови завоевателя» сюжет закручен вокруг двух женщин, стремящихся обеспечить своё положение при султанском дворе. Таким образом, на сей раз автор делает фокус не на войне, как в первой книге, а на придворных интригах. В третьей книге переплетаются сюжетные линии героев, уже знакомых по предыдущим романам, а размах событий и накал страстей ещё больше возрастают.

«Гонка за смертью», Бен Гэлли

В отличие от Моханти и Ахтара, которые обращаются к мифологии родных регионов, англичанин Бен Гэлли при написании трилогии «Гонка за смертью» просто отталкивался от легенд, которые нечасто используются авторами фэнтези. Речь о мифологии Древнего Египта, которая вдохновила писателя на создание фэнтезийного мегаполиса Аракса. Местные жители научились порабощать души людей, умерших насильственной смертью, и это стало основой и экономики, и политики города.

С первых же страниц трилогии Гэлли демонстрирует жестокость своего мира, когда с ходу убивает главного героя, ловкого взломщика Кальтро. У Гэлли, совсем как в то верили древние египтяне, смерть — это не конец, а только начало нового пути. Но для Кальтро путь этот оказывается далеко не из приятных, ведь сразу после гибели он становится рабом. Конечно же, ему не по нраву эта роль, и он попытается отыскать путь к свободе, а тот приведёт его в самый эпицентр безжалостной борьбы за власть. Так что настоящие испытания и злоключения для Кальтро только впереди. 

Кроме него в романе есть ещё три центральных персонажа, которые под стать жестокому миру, в котором живут. Криминальный босс, жаждущий упрочить своё могущество, наследница престола Аракса, которой не терпится занять отцовский трон, и таинственная женщина, которая тащит через пустыню тело и привязанную к нему душу убитого мужа. У каждого из этих персонажей своя интересная и интригующая сюжетная линия. До поры они развиваются почти независимо одна от другой, но постепенно автор весьма изящно сплетает их в единое полотно. 

Автор

Дмитрий Злотницкий