26 января 2024Статья4 минуты

«Нет повести печальнее»: ТОП-5 лучших произведений Уильяма Шекспира

Есть авторы и произведения, которые совершенно не нуждаются в представлении. Поэтому мы не удивимся, если большая часть книг из списка лучших произведений Уильяма Шекспира вам знакома — это отлично! Для тех же, кто ещё только погружается в творчество классика, мы собрали ТОП-5 книг, с которых можно начать.

«Сонеты»

Говоря про лучшие произведения Шекспира, невозможно обойти стороной его малую форму. Часто Шекспира воспринимают исключительно как драматурга. Однако за 54 года жизни он написал не только 38 пьес, но и 154 сонета, за что получил неофициальное, но распространённое звание национального поэта Англии и «барда Эйвона» — по названию местечка Стратфорд-на-Эйвоне, где он родился и был похоронен. 

Кстати…

Как раз происхождение писателя и положило начало «шекспировскому вопросу» — сомнениям в авторстве произведений, которые приписывают Уильяму Шекспиру. Антистратфордианцы считают, что сын перчаточника из захудалого городка, не получивший достойного образования, просто не мог написать настолько масштабные и искусные произведения. 

В этом подходе прослеживается снобизм: мол, если ты выходец из провинции, то интерес к театру и высоким материям тебе чужд. Поэтому, читая прекрасные сонеты о любви и дружбе, жизни и смерти, верности и предательстве, можете представить себе путь, который должен был проделать необразованный мальчик из английской глуши, чтобы написать всё это. 

«Ромео и Джульетта»

Есть ли в мировой литературе история о любви, известность которой превосходила бы «Ромео и Джульетту»? Может и есть, что не делает трагедию Шекспира менее достойной — до сих пор она остаётся одной из самых популярных и экранизируемых не только среди произведений автора, но и в мировой литературе в целом. 

Кстати, помните знаменитую сцену объяснения влюблённых на балконе? На самом деле в оригинальном тексте балкона не было — Джульетта беседует с Ромео, стоя у окна. Этому есть объяснение: до 1618 года термин «балкон» просто не употреблялся. Однако образ стал настолько культовым, что иначе эту сцену теперь сложно представить — даже в Вероне, которую Шекспир увековечил в своей трагедии, в Доме Джульетты есть окно с небольшим балкончиком. 

«Король лир»

Сюжет трагедии «Король Лир» основан на древнеанглийской легенде о британском короле Леире, у которого не было сыновей, зато были три дочери. История разворачивается ещё до нашей эры: король решает разделить королевство между дочерьми и, чтобы определить доли, которые им достанутся, просит каждую рассказать, как сильно она любит отца. Купившись на лесть старших и неправильно истолковав скромное молчание младшей, он делит королевство лишь между двумя дочерьми, которые, получив приданое, теряют какой-либо интерес к старику.

Главное отличие сюжета пьесы от исторических реалий заключается в финале истории — судьба Леира и Корделии была не столь трагична, как у их литературных образов. В XVII в. английский поэт и драматург Наум Тейт раскритиковал финал трагедии и создал альтернативную версию, которая впоследствии держалась на сцене на протяжении 150 лет.

«Сон в летнюю ночь»

Список известных и популярных произведений Шекспира не ограничивается трагедиями: лёгкая, ироничная и карнавальная комедия «Сон в летнюю ночь» рассказывает о готовящейся свадьбе афинского правителя Тесея и царицы амазонок Ипполиты. А дальше начинается настоящий свадебный переполох, в котором есть любовный треугольник, враждующая парочка эльфов, любовное зелье и множество забавных ситуаций, в которые им предстоит попасть.

«Король Ричард III»

Одна из самых ранних (и самых длинных) пьес Шекспира, которая, однако, на удивление легко читается. В ней не обошлось без шероховатостей: Ричард III в представлении драматурга получился совсем уж хрестоматийным злодеем, в то время как исторический Ричард после восхождения на престол провёл ряд весьма приятных реформ, благодаря чему остался в народной памяти «добрым королем, убитым вследствие измены, к большому огорчению простого люда». 

Вероятно, версия Шекспира стала продолжением так называемого «тюдоровского мифа»: победивший Ричарда и ставший первым королём из династии Тюдоров Генрих VII активно поощрял распространение легенды о побеждённом короле-монстре. А драматург со свойственной ему щедростью сгустил краски — чтобы зритель (или читатель) точно не заскучал.

Автор

Редакция