Как написать интересный мир и не утонуть в деталях
Фэнтези любят за множество вещей, но прежде всего ― за миры, полные необычных образов, пейзажей, существ и сил. Иногда там хочется спастись от реальности, утонув в приключениях, иногда ― осмыслить тяжёлые моменты через яркие метафоры и вернуться в настоящее обновлённым. Но чаще фэнтези сочетает и то, и другое. Не случайно многие авторы в самые тёмные годы призывали на помощь другие миры, и именно в период Второй мировой войны зарождались такие бессмертные тексты, как «Властелин колец» и «Хроники Нарнии». А дальше любовь к этим мирам и желание открывать новые остались с нами навсегда.
Интересный мир ― это здорово, но в погоне за ним автор может утонуть в проработке деталей, так даже и не приступив к самому тексту! Хотя может и наоборот, увлёкшись сюжетом и героями, забыть о том, как важны запоминающиеся локации, артефакты, волшебство. Вот всего один лайфхак, который позволит избежать этих крайностей. Мне он очень помог в работе над романом «Город с львиным сердцем», и студенты моих литературных курсов тоже уже проверили его на своих мирах. И звучит он так:
«Помни о границах!»
В игровой индустрии есть замечательное удобное понятие ― «границы сеттинга». Если коротко, это всё то, что команде разработчиков необходимо узнать об игровом пространстве, чтобы создать цельный, работающий на сюжет и персонажей мир. Это может быть и точное количество локаций, и механика волшебства, и бестиарий, и технологии, и предыстория, отголоски которой влияют на настоящее… Что в мире возможно, если постараться? А чего точно нет? Для каждой игры ряд важных элементов будет чуть разным: в зависимости от жанра, героев, целей, которые ждут игроков, способов, которыми они могут добиться успеха.
В литературе так же: важные для текста, а значит, обязательные к проработке детали пространства, например фэнтезийного, можно очертить всего четырьмя границами. Продумав детали для каждой, вы получите вполне объёмный мир.
Конфликтообразующие детали
Конфликты ― движущая сюжетная сила ― проявляются на всех уровнях истории: от желаний и страхов героев до глобальных политических ставок. В некоторых жанрах, таких как эпическое фэнтези, тёмное, постапокалипсис, сюжет и не выстроить без масштабных нюансов, ведь героями там часто становятся правители, воины, жрецы, великие маги ― те, чья личность, жизнь неотрывна от заботы о родном мире (или от его разрушения!). Они несут большую ответственность, могут жаждать огромной власти или отвечать за большое количество судеб. И всё это должно отражаться в книге, иметь мотивации, предпосылки и последствия.
Недостаточно сказать, что страны воюют, важно показать причины: религиозный конфликт, столкнувший народы; коварное предательство, рассорившее друзей-королей; процветающий остров, который все хотят завоевать, например потому, что только там растут целительные травы или добывается редкая руда. Недостаточно отправить героев биться за свой дом ― важно, чтобы читатель увидел и полюбил этот дом тоже, как тысячи читателей Джоан Роулинг без страха подняли бы волшебные палочки за Хогвартс.
Роман «Город с львиным сердцем» ― история о мире, погубленном большой песчаной бурей и обречённом угасать, а ключевой конфликт главных героев (это Душа Города, Хранительница Легенды, упавшая Звезда-Защитница, и сам Смерть, хотя и не без нюансов) строится на отчаянном желании его исцелить. Поэтому, даже ведя героев через горячие пески, глухие чащи и хмурые голодные города, я старалась дать волю и призракам прекрасного прошлого: цветущим долинам, живописным железным дорогам, островкам жизни вроде земляничных полян и лазурных озёр. Ведь всегда стоит помнить, за что ты сражаешься и что хочешь вернуть.
Сюжетообразующие детали
Что может быть лучше проработанной локации, когда нужно, чтобы герои, например, задержались в пути или резко изменили маршрут? А чтобы их отношения раскрылись с новой стороны? В играх пространство может как навредить игроку, обрушив на него чудовище, так и помочь, вовремя подкинув полезный артефакт или немного еды.
Это можно использовать и в книгах. Пока антагонист слишком занят, в джунглях вашего персонажа может подстерегать ядовитая змея! А второму тогда представится возможность позаботиться о пострадавшем друге или возлюбленной. Стоит обязательно продумать, что за возможности и угрозы таят ваши локации.
В «Городе с львиным сердцем» встреча с антагонистом ― дело нескорое, поэтому в пути герои чаще сталкиваются, например, с голодными волками. И пока одни проявляют себя в таких обстоятельствах с хорошей стороны и обретают новые навыки, другие могут подвести команду или серьёзно отчаяться от собственного бессилия. Таким образом мир становится катализатором для персонажного развития ― ещё одной вещи, без которой сложно двигать сюжет!
Детали-штрихи к образам персонажей
Места, где герои родились, выросли, выжили или откуда наоборот сбежали, спасаясь. Места мечты. Они могут в сюжете и не присутствовать, но на персонажей влиять будут, вспомним Остапа Бендера, его белые штаны и Рио-де-Жанейро!
Как герой одевается? Насколько привередлив в еде? Обладает ли навыками вроде отличного плавания или метания ножей, любит ли танцевать? Можно просто продумать такие вещи, если они важны для сюжета, но ещё и рассказав, откуда это в герое, мы углубим его образ. И особенно интересно получается, когда в тексте сталкиваются герои родом из разных мест, с разным отношением к самым простым вещам.
Например, Зан, главный персонаж «Города с львиным сердцем», ― душа погибшей столицы. Его город процветал, нежился на солнце, был центром мира. Зан тяготеет к уюту, вкусной еде, красоте, которых теперь лишён. А голоса погибших жителей постоянно звучат в его голове, пока он идёт к цели. При этом Зан довольно изнежен и не очень готов к «походной» жизни. А вот Кара, упавшая Звезда родом из Небесных Садов, во-первых, очень любопытна и восторгается каждой деталькой человеческой цивилизации, а во-вторых ― настоящая выживальщица, способная поймать и зажарить пустынную крысу, если проголодается. Что и говорить, Зан бы без неё пропал!
Атмосферные детали
Самый щедрый уголок границ, где можно надеть всё самое красивое, что более-менее увязывается в один мир! Светящиеся моря и летающие пылесосы, шашлычки из лягушек и мороженое из моркови, оборотни-кинологи и розовые пудели ― атмосфера очень важна, не стоит скупиться. Хотя все детали выше кажутся довольно невероятными, на самом деле они работают на заземление и приближение. Читателям интересно, что в вашем мире можно съесть, почитать, отпраздновать, какого питомца завести, где пожить.
Даже если сюжет больше сосредоточен на глобальных событиях, насыщен опасностями и потрясениями, персонажи ведь иногда отдыхают! Здесь и приходит время для интересных блюд, фонарей, баллад. Да и военный быт, политические церемониалы, казни, похороны и прочие серьёзные вещи тоже могут быть насыщены пусть жуткими, но атмосферными особенностями.
В «Городе с львиным сердцем» над одним из уцелевших городов висят грозовые тучи, звёзды по небу движутся, потому что это отдельный народ, а по тёмным чащам возит лекарства уютный голубой тарантас. Существует мрачный Праздник Сожжения Предателя, но с ним соседствуют уютные книжные ярмарки. Как и реальный, этот мир состоит из контрастов! Не забывайте о них, прорабатывая свой.
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только