23 апреля 2024Лонгрид10 минут

9 советов, как сделать ваш текст лучше

Профессиональные редакторы Максим Ильяхов и Людмила Сарычева выпустили обновлённую версию бестселлера о главных секретах хорошего текста «Пиши, сокращай». В новом издании авторы сохранили верность принципам краткости и ясности, но добавили 11 глав на актуальные темы. К их книге полезно обратиться тем, кто часто пишет письма, объявления, отчёты, презентации или работает с текстами в соцсетях и СМИ, а также тем, кто редактирует уже готовые материалы. Чтобы убедиться, что ваш текст написан ясно и убедительно, сверьте его с чек-листом, составленным по советам из книги.

Найдите полезное действие

Проверьте: обещает ли текст пользу или развлечение и выполняет ли он данное обещание? Вместо простого информирования текст предлагает читателям решение проблемы или чувство: страх, возмущение, солидарность, облегчение, гордость, радость и др. Иногда достаточно понять, чем текст может помочь читателю, и отразить эту пользу, чтобы он стал лучше. Он всё ещё может оставаться плохо структурированным и содержать избыточные слова, но будет ценным. 

Например, на сайт товара или услуги разные люди приходят с разными запросами: для покупателей важны свойства товара, для потенциальных сотрудников — информация о работе в компании, для инвесторов — финансовая стабильность и перспективы роста, а для поставщиков — их собственные выгоды. Для максимальной эффективности конкретный текст должен отвечать потребностям аудитории. Простой вопрос для самопроверки: из вашего текста понятно, зачем его читать?

Уберите стоп-слова

Стоп-слова — это не запрещённые слова, которые нужно навсегда убрать из употребления. Это те слова, которые не несут смысла в конкретном тексте или содержат избыточную информацию.

Примеры: 
На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем граждан является проблема безработицы 
→ Одна из самых актуальных проблем граждан — безработица 
→ Проблема граждан — безработица.

Что конкретно искать:

  • вводные слова и конструкции: если честно, между прочим, к несчастью, к сожалению, допустим, действительно, по-моему, по сути, однако;
  • обобщающие фразы: всем известно, не секрет. Если известно, то незачем писать;
  • канцеляризмы: на период проведения, наложить запрет, во избежание, обращаем внимание, в целях, иные, по истечении, темпы роста;
  • штампы: амбициозные цели, команда профессионалов, по цене чашки кофе, лучший подарок для родных и близких, индивидуальный подход. Штамп — это готовая фраза, кочующая из текста в текст в одном и том же виде. Попробуйте заменить штампы фактами;
  • паразиты времени: в наши дни, в современной России. Паразиты времени вроде бы подчёркивают актуальность темы, говорят о сегодняшнем дне. Но настоящее время — это время по умолчанию, поэтому, удалив такое словосочетание, вы не потеряете смысл.

Удалите всё остальное, что мешает чтению

Можно читать вслух и обращать внимание, где заплетается язык. При этом учитывайте три ограничения человеческого ума: нам трудно держать в памяти много всего, мы мыслим образами и иногда наши глаза бегают по тексту.

Множественные запятые. Если их много, скорее всего, предложения длинные, сложные и запутанные. Хорошо бы разобраться, сократить и добавить точек.

Скобки. Всё, что стоит в скобках, обычно неважно. Если важно, скобки не нужны.

Словесная нумерация. Во-первых, в-четвертых... Они нужны при разговоре, чтобы структурировать смысл сказанного. На письме достаточно отбивать каждую мысль новым абзацем.

Слово «кстати». Если мысль пришлась кстати, не надо это специально подчёркивать. А если она некстати, то слово «кстати» ей не поможет.

Заумные слова: верифицировать, дестабилизировать, двойственный, инстанция, легитимный, стагнация, единообразный. Как и штампы, заумь хорошо заменять фактами. 

Пример: 
Необходимо провести аудит потребительских паттернов с целью выявления деструктивных трендов 
→ Аудит предприятия проводит компания «Иванов, Петров и партнёры».

Отглагольные существительные: те, с которыми рядом стоят глаголы вроде осуществлять, реализовывать, проводить, обеспечивать и которые отвечают на вопрос «что именно?». Замените такие существительными глаголами: не «осуществляет поставку», а «поставляет». 

Пример: 
В данном окне осуществляется открытие счёта 
→ Здесь вам откроют счёт.

Страдательный залог. Когда не «мы сделали это», а «это было сделано нами». 

Пример: 
За первые три месяца в нашем центре были подготовлены 150 специалистов 
→ 150 специалистов обучились в нашем центре за три месяца.

Глаголы без действий. Они обозначают состояние или его изменение: быть, являться, находиться, иметься, становиться, казаться, относиться. Такие глаголы лучше удалять или заменять глаголами действия.

Пример: 
Работа в нашей редакции предполагает высокую ежедневную загрузку 
→ В нашей редакции вы работаете посменно, по семь или больше смен в неделю.

Перечисления. Если нужно описать ряд условий, напишите их столбиком в виде перечня. Глаза быстрее просматривают текст, мозг быстрее получает информацию. 

Найдите в тексте оценочные суждения, цифры и хвалебные фразы. И замените их фактами

Оценки. Попробовав новый кофе, который показался вам самым потрясающим в мире, вы не убедите друга купить его, просто высказав свою субъективную оценку: вкусно, низкая цена, красивый интерьер. Так и читатель должен сам принять решение перейти к расширенной версии текста или воспользоваться услугой, опираясь на полученную информацию. 

Пример: 
Наши полы произведены из самых экологически чистых материалов 
→ Мы закупаем древесину только у ответственных поставщиков, которые засаживают вырубленные участки новыми деревьями. 

Компании любят цифры. Но цифры ничего не говорят читателю. Ширина стола метр восемьдесят — это много или мало? Используйте факт, который вызовет в голове картинку. Человек сможет соотнести её с тем, что он воображал себе раньше, и решить, хороший это факт для него или не очень. 

Пример: 
Стол 1,80 м шириной 
→ Стол достаточно широкий, чтобы организовать на нём два просторных рабочих места.

Рейтинги. Когда говорят «мы в двадцатке», обычно имеют в виду «мы на 18-м месте». Ведь если бы были на 14-м месте, использовали бы фразу «мы входим в топ-15». Лучше так: Мы на 18-м месте из 160 в таком-то рейтинге.

Факты величия. Они встречаются в рекламе и постах-знакомствах блогеров. Но они совершенно бессмысленны для читателя. Не рассказывайте, а показывайте.

Пример: 
Компания стремительно развивается, чтобы стать крупнейшим учебным центром в России 
→ За 10 лет мы открыли более 180 учебных классов в 40 городах России и запустили 90 программ профессиональной подготовки.

Проверьте структуру текста

Структура — это то, как подаётся информация. Хорошая структура помогает разложить много разрозненных фактов по полочкам, так чтобы они стали понятны читателям. Для разных задач можно использовать разные структуры. Проверьте: логично ли организован ваш текст?

  • Новость. Информация даётся в прямой или обратной хронологии. В эру быстро бегущих потоков информации обратная хронология предпочтительней: вы сообщаете свершившийся факт, а затем рассказываете подробности и предысторию.
  • История героя с проблемой и решением. Вы последовательно отражаете события его жизни.
  • Инструкция. Действия идут в определённой последовательности. Например, эта статья написана как инструкция. 
  • Подборка, рейтинг. Вы описываете несколько вещей по единым критериям: цена, функционал, польза, недостатки или другие варианты.
  • Обзор. Книгу, закон или техническую новинку вы рассматриваете с разных точек зрения, отмечаете плюсы и минусы.
  • Рассуждение. Вы даёте тезис, приводите доказательства и опровержения, делаете вывод.

Проверьте структуру абзаца

Структура важна не только в итоговом тексте, но и в отдельных его частях. Каждая такая часть — один абзац, в котором выстроена логика повествования. Что проверять:

  • в одном абзаце — только одна мысль;
  • факты излагаются друг за другом в прямом или обратном порядке, вы не перескакиваете с мысли на мысль;
  • абзацы с вытекающим друг из друга смыслом находятся рядом, а не разбросаны по тексту;
  • подзаголовок кратко передаёт суть и указывает на полезное действие этого фрагмента текста. 

Добавьте примеров

Читатели должны узнавать в них себя и приложить написанное к собственному опыту. Примеры помогают раскрыть мысль, углубить текст, сделать его ясным и убедительным, нарисовать в голове читателя нужную картинку.

Пример: 
Чтобы худеть, снижайте потребление быстрых углеводов 
→ Чтобы худеть, снижайте потребление быстрых углеводов: кондитерских изделий, сэндвичей и бургеров, сладких напитков и даже йогуртов с фруктовым наполнителем.

Перечитайте введение и заключение

Хорошее введение помогает читателю понять, стоит ли ему тратить время на чтение. Что точно исключить: 

  • метафоры, цитаты, пословицы: жизнь — это коробка шоколадных конфет…
  • обобщения: каждый предприниматель знает, что…
  • манипуляции: заботливый родитель следит за…
  • абстрактные факты: офисные работники часто страдают из-за…
  • «отличная новость»: отличная новость для тех, кто…
  • сравнения, которые не относятся к теме: Арктические тундры становятся более зелёными из-за увеличения температур. Это подобно изменению цвета обоев в доме, когда вместо серых стен появляются яркие оттенки голубого.

Не затягивайте знакомство читателя с нужной информацией. Популярный приём — убрать предложения, стоящие до факта, и сразу начать с него. 

Пример: 
Вместо «Многочисленные исследования подтверждают, что регулярная физическая активность положительно влияет на наше тело и душевное состояние» пишем: «По данным ВОЗ, ежедневная физическая активность на протяжении 30 минут снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний на 30%».

Заключение нужно, чтобы логически завершить общение с читателем. В нём можно ещё раз напомнить ключевую мысль или привести мнение, отличающееся от содержания статьи. Заключение эффективно использовать и для саморекламы. Описав проблему в статье, в конце можно предложить свои услуги по её решению. Без манипуляций, спокойно и с фактами.

Пример: 
Успейте купить билеты прямо сейчас только на нашем сайте! 
→ Будем рады помочь вам с выбором и покупкой билетов. При обращении сегодня действует дополнительная скидка.

Оцените тональность

Лучше всего использовать нейтральный тон повествования. Вместо оценок — факты, вместо назиданий и манипуляций — рассказ, как можно ещё. Так читатель чувствует себя на равных с автором и доверяет ему, а значит, и сказанному в статье.

Эта инструкция краткая и прикладная. Её можно использовать для первой редактуры материалов. В книге «Пиши, сокращай 2025» есть и другие секреты для коммерческих писателей, блогеров и предпринимателей, которые помогут оформлять сложные мысли в простые и полезные тексты.

Автор

Екатерина Перминова