23 апреля 2024Статья5 минут

10 рассказов о приручении страхов и негативных чувств

На книжную ярмарку non/fictio№ 25 сразу из типографии привезли «порцию» первого тиража книги «Скорей рисуй дракона», и этот сборник рассказов был раскуплен быстрее, чем завершилась ярмарка. С тех пор я не встретила ни одного равнодушного читателя «Дракона».

Притом что отзывы встречаются полярные. От «автора и его героев — срочно к психиатру» до «жаль, что раньше не было таких книг, — мы наконец сблизились с ребёнком». От отзыва «автор похож на мечущегося школьника» до отзыва практикующего психолога: «благодаря совместному чтению рассказов из книги у меня начинается доверительное общение с каждым подростком». 

Почему нет равнодушных и почему отзывы такие полярные? Я думаю, дело в жанре «магический реализм» и тематике «болевого взросления». 

Как сформулировал книжный блогер Мари Москва, «это многогранный и очень образный сборник рассказов про школу, семью и острые темы, которые не только сложно обсуждать, но и думать про них сложно».

Зачем я написала такую «сложную» книгу? 

Этот вопрос мне задают не только читатели книги (или их педагоги и родители), но и я самой себе. Когда я сочиняла истории, я действовала от сердца. Сейчас постараюсь отыскать ответ «из головы». 

Говорят, когда автор пишет детскую книгу, он пишет её для своего внутреннего ребёнка. В «Драконе» я заглядываю в страхи и боли внутреннего подростка: открываю их читателю, а ещё показываю возможный путь. Зачем? Чтобы каждый знал: ты особенный (подростку важно чувствовать себя уникальным) и ты такой не один (противоречие состоит во внутреннем желании не быть одиноким, а стать принятой сообществом личностью).

Отзыв читателя

Сборник необычен взглядом автора, его личность просвечивает как в языке, так и в необычных образах. Сборник напомнил мозаику историй, в каждой из которых есть место поступку. Большой плюс, что НЕ создаётся ощущения поучения или позиции сверху, что категорически исключено в общении с подростками

Моя «легенда» для книги шире итогового названия

Для себя я назвала сборник «школьными хрониками души» и разместила рассказы в порядке взросления подростка: от пятого до выпускного класса, через «профориентацию» до этапа «уже взрослые».

Люди приходят в школу учиться. Не только школьным предметам, но и взаимодействию, отношениям. Довериться дружбе, впустить в сердце любовь, распознать не́друга и опасность. Из класса в класс растёт не только сложность изучаемых предметов, но и жизненных уроков, меняются приоритеты, появляются новые трудности — и новые радости. Мир становится объёмнее, интереснее, сложнее. Школьная душа каждого человека меняется, расширяется, порой прячется, порой поёт.

Начав с первого рассказа, мы с дочкой опомнились только на середине. И каждый рассказ — целая Вселенная. Со своими образами, водоворотами чувств, фантазиями.

Может ли в твоём классе учиться Леший? Допустимо ли жить одновременно в двух мирах? Найти маму в затерянной реальности старой фотографии? Обнаружить мистическую причину усталости? Пройти профориентацию, от итогов которой зависит не только твоя жизнь, но и судьба целого мира? 

Есть ли рядом ребята, которым сложнее, чем тебе, — например, страшно даже выйти из дома? Насколько сильный отпечаток на личности могут оставить школьные травмы? А став взрослым, легко ли, быстро и смело ли ты сделаешь свой главный выбор?

Десять историй из этой книги — просто цветные стёклышки в калейдоскопе большой жизни. Кому-то ты сможешь помочь, кто-то поможет тебе, кто-то пролетит рядом, задев тебя по касательной. Мир объёмный, разный, сложный. Удивительный мир.

Автор показывает нам глубину и многомерность мира, в который входят взрослеющие люди. Хочется познать и этот мир, и самих себя.

Как я пыталась «разговорить» читателя книги?

Через особенный язык каждого рассказа! Это заметила блогер Мари Москва: «Автор мастерски работает со стилизацией текста. Буквально перевоплощается в своих героев. Такие изменения, смена темпа, стиля, настроения — в каждом последующем рассказе! Дети, подростки, взрослые — все разные. Дети, подростки, взрослые — все достоверные».

Что же касается жанра, вот что отметил чуткий читатель: «В жанре магического реализма скрыта изюминка книги. Магическую составляющую можно принять. А можно счесть проявлением двух наших помощников: подсознания и воображения. Решать только вам».

Подтверждение актуальности «рецепта» из стиля, жанра, проблематики и личных подростковых болей я нахожу и в отзывах читателей, и в событиях моей жизни. Например, рассказ «Жмых», отправленный на конкурс короткого рассказа для подростков «КоРа» при Гайдаровской библиотеке, стал финалистом конкурса. 

Сильным маяком стал для меня и отзыв практикующего психолога: «Благодаря чтению рассказов из этого сборника у меня получается быстро разрушить стену протеста и сопротивления между мной и каждым из непростых подростков, семьи которых ко мне приходят за помощью». Теперь в этом клубе психологической помощи есть несколько «Драконов»: ведь подростки просят взять книгу, чтобы дочитать дома.

Каждая книга пишется для кого-то

Значит, настало время моих нелинейных и прекрасных читателей взглянуть в отражение своих страхов и негативных чувств… чтобы увидеть «личное одиночество» иначе. Чтобы почувствовать общность и увидеть маяк на личном острове. 

Десять историй. Все они разные, все — в самое сердце. Трогательные и лиричные, надрывные и фантастические, правдивые и целебные — эти рассказы хочется перечитывать, рекомендовать для внеклассной программы и спрашивать подростка: «Как бы ты поступил на месте героя? Тебя тоже одолевают схожие мысли? Поговорим об этом?»

Скорей рисуй Дракона, ты на нём летишь!

Автор

Ирина Алымова