Тёмная ночь перед рассветом: новинки о трудном пути к свету и просветлению
Объёмный роман или сборник малой прозы, мистические или авантюрные истории, уже знакомый автор или кто-то новенький — что почитать? Найдётся всё: в издательстве «Альпина.Проза» несколько ярких премьер, предлагающих широкий диапазон читательских удовольствий, от магического реализма до исследования связи между творчеством и бессмертием. И прежде всего каждая из этих книг напоминает о том, что даже в тёмные времена случаются светлые моменты.
«Говори», Татьяна Богатырёва
В недалёком альтернативном будущем разрешена смертная казнь. Главный герой по имени Евгений настолько очарован темой перехода в небытие, что устраивается охранником в тюрьму. Он сопровождает приговорённых к смерти и наблюдает за ними, а за Евгением, всё глубже погружающимся в одному ему понятные иллюзии, наблюдает влюблённая в него Татьяна. Автор антиутопии «Говори», как и положено таким текстам, исследует человеческие страхи и тему их преодоления обычными, совсем негероическими героями. Главное, не бояться говорить об этом.
«Скоро Москва», Анна Шипилова
Персонажи рассказов Анны Шипиловой — маленькие люди большой страны. Эти девочки, девушки и женщины живут свою непростую жизнь, радуются редким радостям и огорчаются частым горестям. Такие персонажи обычно становятся эпизодическими, обрамляющими сложных протагонистов, но у автора они выходят на первый план, потому что именно из этих небольших фрагментов складывается портрет современного общества. Анна Шипилова, финалист премии для молодых авторов «Лицей», не боится острых углов и сложных тем. При этом её тексты полны нежного сострадания и света.
«Другие ноты», Хелена Побяржина
Хелена Побяржина, автор поэтичной истории одинокого детства «Валсарб», написала роман о нестерпимом и неосуществимом желании пересобрать свою жизнь, как неудачно сложившийся пасьянс. 104 главы об умолчании, проживании горя, неумении или нежелании проговаривать боль можно читать в порядке, предложенном автором, а можно выстроить в хронологии. Этот пронзительный текст одновременно оммаж «Игре в классики» Хулио Кортасара и книга нерастраченной нежности.
«Фаюм», Евгений Кремчуков
Аниматор Илья, разгуливающий по набережным Санкт-Петербурга в костюме императора, однажды встречает там же свою императрицу. Но эта история двух влюблённых приобретает кафкианские оттенки, когда однажды ночью Илья обнаруживает, что его тело изменилось самым необычным и необратимым образом. Как человек, сочиняющий фаюмы — вымышленные биографии всех, кто готов за это платить, — Илья раздосадован, но почти не удивлён. Границы реального и вымышленного в его сознании давно размыты, и он давно блуждает в лабиринтах собственного воображения, теряя связи с осязаемым и разумным. Дважды финалист премии «Большая книга» Евгений Кремчуков вновь исследует парадоксы памяти и вспоминания, но на этот раз размышляет о рисках демиургов, заблудившихся в созданных ими мирах.
«Раз мальчишка, два мальчишка», Ася Демишкевич
Долго ли, коротко ли, прошёл тринадцатилетний Андрюша и мамину смерть, и школьную травлю, и приключения опасные. Отправила его злая мачеха в тренировочный лагерь. Глядь Андрюша: а это ж самая настоящая армия. И злодеев всюду видимо-невидимо. Ася Демишкевич пересобирает волшебную сказку, вплетая фольклорные мотивы в контекст современности. Страшно интересно — это о её романе. Жуткий и увлекательный одновременно, он предлагает читателю дополнительные смыслы к привычному пути кроткого героя, наследующего не всегда благополучную землю.
«Песнь о Сиде», Рагим Джафаров
Сид — обаятельный авантюрист. Он уверен в том, что он плохой парень, но то и дело совершает хорошие поступки во имя добра и справедливости. Сид постоянно попадает в безысходные ситуации и неразрешимые трудности и с блеском выпутывается. Но чаще всего источник трудностей — он сам, потому что скучно жить в мире, где всё понятно, просто и стабильно. Давних поклонников книг Рагима Джафарова ждёт встреча со старыми знакомыми, ведь Сид — один из героев романа «Марк и Эзра 2.0». Новые читатели отправятся вместе с главным героем в головокружительное приключение по тёмным закоулкам альтернативной вселенной.
«Хороший братец — мёртвый братец», Владимир Медведев
Прозаик и журналист Владимир Медведев известен прежде всего благодаря масштабному роману «Заххок», рассказывающему о гражданской войне. Но сборник малой прозы задаёт совсем иное настроение. Это коллекция остроумных, завораживающе пугающих рассказов, с одной стороны, современных, с другой — в традициях Гоголя, Борхеса и По. Разнообразная нечисть и нежить населяет пространство этих историй, но почти никого из человеческих персонажей не смущает ни абсурдность происходящего, ни взаимодействие с потусторонним. Скорее, условная нормальность событий сбивает их с толку. Всё как в жизни, пока не пропоют третьи петухи.
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только