15 апреля 2024Статья10 минут

Классика жанра: 10 лучших произведений русской классической литературы

Если Пушкин — наше всё, то как быть с Чеховым, Куприным, Андреевым или Пастернаком? Да и зачем сравнивать, если можно прочитать всё. Ведь классика русской литературы может быть очень разной: скандальной, провокационной, трогательной и неоднозначной, и наш список служит тому подтверждением. Собрали в нём лучшие классические книги — и не только из школьной программы!

«Евгений Онегин», А. С. Пушкин

«Энциклопедия русской жизни», роман в стихах и история главного русского литературного денди — всё это «Евгений Онегин». Если всё, что вы помните из него — это письмо Татьяны, то самое время попробовать заново открыть для себя эту книгу, вооружившись «Беседами о русской культуре» Лотмана: этот уникальный труд о жизни русского дворянства XVIII — начала XIX века поможет разглядеть отсылки, скрытые в тексте классика русской литературы.

«Братья Карамазовы», Ф. М. Достоевский 

Детектив, триллер и большой философский роман, поднимающий вопросы добра и зла, свободы воли, веры, правосудия, милосердия и конечной цели бытия. Алёша, Иван и Дмитрий Карамазовы — три ипостаси русского человека, в которых Достоевский собрал огромный пласт духовной культуры, при этом сохранив неоднозначность и многогранность их сложных характеров. 

«Крейцерова соната», Л. Н. Толстой

«Война и мир» или «Анна Каренина» стали классикой не только русской, но и мировой литературы, поэтому совершенно не нуждаются в представлении. Чего не скажешь о повести «Крейцерова соната», сильно уступающей им по объёму, но не по силе слова. Публикация повести вызвала настоящий скандал, и некоторое время она была запрещена цензурой, чем воспользовались американские издатели: после издания книги в Нью-Йорке появились повозки с провокационной надписью: «Запрещено русским правительством и генерал-почтмейстером Соединённых Штатов лучшее произведение Толстого „Крейцерова соната“»

«Бездна», Леонид Андреев

Ещё один скандальный литературный прецедент, который сам автор считал близким по духу «Крейцеровой сонате». На неподготовленного читателя «Бездна» Андреева может произвести шокирующее впечатление, даже сам писатель говорил в шутку, что впору ему писать на заборах:

Будьте любезны — не читайте «Бездны»! 

А всё потому, что эта удивительно короткая, наивная и незатейливая история о прогулке двух юных возлюбленных в конце оборачивается настоящим адом, оставляя читателя с гнетущим ощущением человеческой порочности.

«Чайка», А. П. Чехов

Вероятно, вы ожидали увидеть в этом рейтинге «Вишнёвый сад»? Именно поэтому мы включили в наш топ не самую очевидную, но бесконечно красивую пьесу Чехова, первая постановка которой с треском провалилась. 

Указав в качестве жанра пьесы «комедию», Чехов поставил на сцене пронзительно глубокую, печальную и болезненную историю о безответной любви, крушении надежд и необходимости «нести свой крест». Пришедшие посмеяться зрители шутку совершенно не оценили.

Как и полагается настоящему гению, писатель опередил свой век, не побоявшись оказаться непонятым — и не прогадал: спустя два года премьера «Чайки» в Москве вызвала настоящий фурор, навсегда вписав пьесу в список лучших классических произведений автора.

«Яма», Александр Куприн

Ещё одна литературная «пощёчина современному обществу» от классика. В «Яме» Куприн вновь говорит о любви, но не беззаветной и бескорыстной, что была в «Гранатовом браслете», а о той, что покупают за деньги. Это трогательная зарисовка из жизни бесправных, лишённых всяких прав (и даже паспортов) проституток, каждая из которых из последних сил хочет верить в настоящую, большую и светлую любовь.

«Тёмные аллеи», Иван Бунин

Если «Евгений Онегин» Пушкина — «энциклопедия русской жизни», то этот цикл рассказов Бунина можно назвать «энциклопедией русской души». Говорить о каждом из рассказов можно бесконечно, но это работа литературоведов, а мы ограничимся словами самого Бунина, которые он оставил в дневнике во время бессонной ночи, проведённой в работе над рассказом «Чистый понедельник»

Погасил свет, открыл окно проветрить комнату — ни малейшего движения воздуха; полнолуние, вся долина в тончайшем тумане, далеко на горизонте нежный розовый блеск моря, тишина, мягкая свежесть молодой древесной зелени, кое-где щёлканье первых соловьёв… Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и работе!

«Белая гвардия», Михаил Булгаков

«Мастер и Маргарита» — роман, безусловно, великий. Но вы видели, как начинается «Белая гвардия»? Мы покажем:

Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи. Мать сказала детям: 

— Живите. 

А им придётся мучиться и умирать.

Более поздние романы Булгакова читатель полюбил за злую иронию, закрученные сюжеты, яркие образы и метафоры, над разгадкой которых ломало головы не одно поколение исследователей. В «Белой гвардии» всё иначе: первый роман писателя получился образным, символическим и очень нежным — запретно нежным, учитывая его исторический контекст. 

«Доктор Живаго», Борис Пастернак

Во-первых, за этот роман Пастернак был номинирован на Нобелевскую премию. Во-вторых, номинация обернулась настоящей травлей, которая подкосила здоровье автора и стала угрозой для его близких, из-за чего писатель был вынужден отказаться от премии. В-третьих, цикл стихотворений Юрия Живаго — литературная вершина творчества Пастернака, знакомство с которым обязательно для любого читающего человека.

«Дар», Владимир Набоков

Книга-комментарий историка русской литературы Александра Долинина к «Дару» Набокова по объёму превзошёл сам роман. Набоковские шарады и цепочки ассоциаций отпугнули многих своей замысловатостью, но тот читатель, который осмелится бросить вызов книге, будет вознаграждён сполна. Ведь «Дар» — это роман о поэте, и потому — один из самых поэтичных и изящных романов не только в библиографии автора, но и, пожалуй, во всей классической русской литературе.

Автор

Редакция