Статья5 минут

Совсем другое тело: как РПП влияет на нашу жизнь и почему об этом нельзя молчать

В Строках выходит совместный со студией «Толк» подкаст «Пищевая ценность», в котором люди, столкнувшиеся с расстройствами пищевого поведения, делятся своими историями и обсуждают с экспертами, как заболевание меняет жизнь человека и почему важно говорить об этом как можно чаще. В этой обзорной статье мы коротко рассказываем о том, что такое РПП, как распознать заболевание и помочь человеку, который с ним столкнулся.

Что мы имеем в виду, когда говорим про РПП, и почему это важно?

Нервная анорексия и булимия, компульсивное переедание и даже орторексия — одержимость исключительно здоровой пищей. Всё это так или иначе относится к РПП. 

Расстройства пищевого поведения — заболевания с суицидальным риском: об этом не принято говорить, но на самом деле РПП имеет самый высокий уровень смертности среди всех ментальных заболеваний. При этом, согласно статистике, от РПП страдает около 10% населения — не застрахован никто. Но есть и хорошие новости: полностью вылечить РПП возможно, в среднем около 60% пациентов выздоравливают, но для этого необходимо вовремя распознать болезнь и обратиться за помощью. 

Часто пациенты с РПП не приходят к врачам самостоятельно — их приводят близкие люди, обратившие внимание на последствия болезни. И чем раньше это происходит, тем легче проходить лечение и реабилитацию. Именно поэтому информирование — главный враг РПП

РПП — это не про вес

Ребёнок расстроился — ему дали конфетку, чтобы успокоить. Ребёнок вырастает и учится успокаивать себя сам, и теперь он может позволить себе не только конфеты. 

Девочка смотрит на стройных подруг в раздевалке перед физрой, приходит домой и начинает ощупывать складки на животе. Вероятно, у её подруг тоже есть складки, но их она не видит — только свои. А потом в её жизни появляются паблики про похудение…

Хотя высокую роль в развитии заболевания играет генетика, РПП — это прежде всего ментальное расстройство. Фотографии знаменитостей в журналах, одобрение стройных тел и пренебрежительное отношение к людям с «лишним» весом, масс-маркет, в котором на сто футболок размера M едва найдётся парочка больше L, не говоря уже об XL. На развитие РПП может влиять среда и окружение: тренер по гимнастике, ругающий девочек за каждую неровность на теле, мальчишки во дворе, которые всегда ставят своего полного товарища «на ворота». Всё это может привести к отказу от пищи или, напротив, «заеданию» негативных эмоций, потому что люди вокруг жестокие и злые, а еда — источник положительных эмоций.

Важно отметить, что с РПП сталкиваются не только девочки. Иногда РПП у мальчиков, особенно подростков, носит другие формы: чтобы выглядеть и ощущать себя сильными и «мужественными», они злоупотребляют физическими нагрузками, не едят, и этим только больше истощают себя. А ещё им реже диагностируют заболевание, и даже когда ставят диагноз, мальчики стесняются обращаться за помощью, чувствуют себя виноватыми — я что, заболел «девчачьей» болезнью? 

Всё это говорит нам о том, что от РПП не застрахован никто. Мы склонны обращать внимание на его последствия, когда не замечать их становится невозможно — чрезмерная худоба, быстрый набор веса, одержимость едой или её полное игнорирование. В этом кроется большая опасность заболевания: совершенно здоровый внешне человек может долго и незримо страдать от расстройств пищевого поведения.

Как распознать РПП?

В первом выпуске подкаста «Пищевая ценность» блогерка Маша Богданова рассказывает о своей истории борьбы с РПП, которая длилась целых 8 лет, так: 

Каждое утро, как только я просыпалась, я уже ненавидела себя. Все пространство сознательного занимала навязчивая мысль «я толстая, я хочу умереть, я не заслуживаю выходить на улицу и пугать своим видом всех остальных». Это отравляло все сферы моей жизни.

РПП отнимает у человека радость жизни, сужает его мир до отношений с едой. Болезнь рано или поздно начинает влиять на повседневную жизнь. Появляются навязчивости, связанные с едой, восприятием тела, действиями, направленными на его наказание или очищение: человек отказывается есть, постоянно думает про калории и считает их, много готовит для семьи, раскармливает домашних питомцев, может вызывать рвоту после еды, активно занимается спортом. 

Если вы заметили у близкого человека хотя бы один из этих симптомов, это может стать поводом поговорить с ним о возможном проявлении РПП. 

Что с этим делать?

Важно не обвинять человека в том, что он заболел. Большую роль играет социальная стигматизация ментальных расстройств, которая провоцирует у людей чувство вины. Обычно человек не чувствует вину за то, что простудился или сломал ногу. А вот пациенты с РПП часто винят себя в своей болезни, поэтому необходимо крайне бережно относиться к его состоянию и избегать формулировок, которые способствуют чувству вины. 

При работе с РПП крайне важен комплексный подход: необходимо участие не только врача-диетолога и эндокринолога, но и психотерапевта или психиатра. В больших городах можно обратиться за помощью в специальные медицинские центры, которые работают именно с РПП, но и врачи в обычных поликлиниках сейчас всё более осведомлены о методах работы с подобными заболеваниями. Главное, чего не следует делать — пускать болезнь «на самотёк» или надеяться на то, что с ней получится справиться самостоятельно. Поверьте, есть люди, готовые вам помочь — позвольте им это сделать.

 

Подробнее про РПП слушайте в нашем подкасте «Пищевая ценность».

Автор