По следам Раскольникова: 5 адресов Петербурга Достоевского
Известно, что сам Достоевский не любил Санкт-Петербург, но это не повод и нам отказываться от прогулок по северной столице. Вместе с проектом «Голоса» мы создали бесплатный аудиогид «Быть Родионом Раскольниковым», с которым можно пройти пешеходный маршрут и посмотреть на улицы Петербурга глазами Раскольникова, Свидригайлова, Сонечки Мармеладовой и самого Достоевского. А в преддверии дня рождения Фёдора Михайловича рассказываем про пять мест, связанных с жизнью писателя и его героев.
Первая квартира Достоевского: Казначейская улица, ⅙
После нескольких лет ссылки и каторги Достоевский вновь возвращается в Петербург. В 1961 году он с женой Марией Дмитриевной и пасынком Павлом селится в пятикомнатной квартире в доме Астафьевой, где уже жил старший брат Достоевского Михаил с семейством. Вместе они решают издавать литературный журнал «Время».
Благодаря громкому имени и невероятной работоспособности Достоевского, первоклассному авторскому составу и благоприятному с точки зрения цензуры времени журнал быстро набрал популярность и составил конкуренцию самым модным литературным изданиям — «Современнику» Некрасова и «Русскому вестнику» Каткова. В то же время Достоевский публикует повесть «Униженные и оскорблённые» и «Записки из мёртвого дома», где описывает свои впечатления от каторги.
К сожалению, в мае 1863 года на фоне восстания в Польше журнал закрывают, а Достоевский переезжает сначала в дом № 9, а потом в дом № 7 на той же улице.
Подробнее о первой квартире Достоевского
Дом, где были написаны «Преступление и наказание» и «Игрок»: Казначейская улица, 7
В доходном доме купца Алонкина Достоевский прожил три года, с 1864-го по 1867-й — помещение на втором этаже стало третьей его квартирой на Малой Мещанской, а сейчас Казначейской улице. Это был тяжёлый для писателя период: друг за другом ушли из жизни его жена Мария Дмитриевна и брат Михаил, чьи финансовые обязательства Достоевскому пришлось взять на себя вместе с необходимостью обеспечивать большую семью брата. Кроме того, Достоевский сильно проигрался в казино, его литературный журнал обанкротился, а возле дома замаячили кредиторы.
Чтобы избежать долговой тюрьмы, Достоевский заключил договор с издателем Фёдором Стелловским — по его условиям писатель должен был в сжатые сроки предоставить рукопись новой книги. Этой книгой стал роман «Рулетенбург», который по требованию издателя был переименован в «Игрок» — при помощи 19-летней стенографистки Анны Сниткиной, писавшей текст под диктовку Достоевского, роман был закончен всего за 26 дней. Параллельно Достоевский работал над романом «Преступление и наказание»: он выходил в журнале несколькими частями — как сериал. Благодаря сразу нескольким гонорарам с кредиторами удалось рассчитаться, а Сниткина стала женой писателя.
Дом Раскольникова: Гражданская улица, 19
На стене дома на углу Казначейской и Столярного переулка установлена мемориальная доска писателю, а на следующем перекрёстке — памятная доска в честь одного из самых узнаваемых персонажей русской классики. Именно от этой точки начинается путь героя в 730 шагов до дома его жертвы, старухи-процентщицы Алёны Ивановны.
Сейчас дом выглядит иначе — его перестроили в 1970-е годы, однако во времена Достоевского грязная и густонаселённая улица, на которой жил Раскольников, создавала настолько гнетущее впечатление, что страшное преступление в этой среде казалось почти обыденностью. В каморку Раскольникова под самой кровлей попасть можно было только по зловонной чёрной лестнице, куда выходят двери кухонь. А в дворницкой под аркой дома Раскольников без труда находит орудие убийства — рубить дрова и разносить их по квартирам было одной из обязанностей дворников, поэтому и топоры у них всегда водились.
Подробнее про дом Раскольникова
Дом старухи-процентщицы: Средняя Подъяческая улица, 15
Путь Раскольникова от его убогой каморки до предполагаемого дома процентщицы сейчас выглядит как замечательная прогулка вдоль живописных изгибов канала Грибоедова. Однако Достоевский видел его не таким: в его времена район Подъяческих улиц был типичной городской трущобой, где в грязных и тёмных комнатах теснились беднейшие слои населения, а на первых этажах располагались дешёвые распивочные.
Есть разные версии относительно адреса дома старухи, одна из них — угловой дом на Средней Подъяческой улице. Старуха жила в квартире на четвёртом этаже — туда ведёт лестница по правую руку от входа во двор. Раскольников побывал здесь трижды: до убийства, в день преступления и ещё один раз, когда его повлекло туда «непреодолимое желание».
Подробнее про дом старухи-процентщицы
Дом Сони Мармеладовой: Канал Грибоедова, 73
Впервые отправляясь к Соне, Раскольников долго блуждает в потёмках по второму этажу и лишь случайно находит нужную дверь. Про интерьер Сониной комнаты мы знаем больше, чем про сам дом: в романе Достоевский описывает бедную обстановку похожего на сарай помещения с нелепой геометрией, простой мебелью и «обшмыганными и истасканными» жёлтыми обоями. Здесь Раскольников признаётся Соне в преступлении, в то время как его подслушивает Свидригайлов — это было несложно, учитывая толщину межкомнатных перегородок, имевших скорее символическое значение.
Благодаря описанию «безобразно тупого угла» дома в романе Достоевского, исследователи предполагают, что речь шла о здании на углу Казначейской и канала Грибоедова. Когда-то двухэтажный дом впоследствии был реконструирован и надстроен в стиле сталинского классицизма уже после Великой Отечественной войны.
В Петербурге ещё много мест, на фоне которых разворачивались драматические события и сюжетные повороты — вымышленные и реальные. Вознесенский мост, с которого прыгает в воду отчаявшаяся мещанка, Юсуповский сад, куда Раскольников забредает по пути к дому старухи, или Сенная площадь с часовней, перед которой он падает на колени в конце романа — эти и другие истории можно послушать в нашем бесплатном аудиогиде.
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только