Эволюция комикса: от жёлтой прессы до киновселенной

Многим комиксы известны прежде всего благодаря супергеройским кинофраншизам — до сих пор миллионы фанатов по всему миру готовы часами стоять в километровых очередях, чтобы попасть на премьеру фильма по любимой вселенной. Но прежде чем оказаться на экранах кинотеатров, культура американского комикса прошла долгий и тяжёлый путь. В этой статье рассказываем историю американских комиксов от картинок в жёлтой прессе до миллионных тиражей.
Платиновый век комикса (1905–1937)
Формальной точкой отсчёта в истории американских комиксов принято считать 1896 год, когда в газете The New York Journal, редактором которой был Уильям Херст, вышел первый в мире комикс-стрип Ричарда Аутколта «Жёлтый малыш».
Безусловно, истории в картинках разных форматов (так называемые «протокомиксы») выходили и раньше — к ним можно отнести карикатуры, гравюры, шаржи и даже иконы. Однако «Жёлтый малыш» стал, во-первых, первым серийным комиксом, а во-вторых, именно он положил начало новой структуре диалогов с последовательными репликами. В первом комиксе Аутколта шутка строилась на диалоге малыша и попугая, при этом их фразы были заключены в уже привычные нам «облачка» — баблы.
После появления «Жёлтого малыша» тиражи The New York Journal выросли до небес, что сильно злило главного конкурента Уильяма Херста — медиамагната и издателя New York World Джозефа Пулитцера, бывшего работодателя Аутколта. Он заявил, что права на «Жёлтого малыша» принадлежат ему, так как Аутколт начал работу над комиксом, ещё когда был сотрудником New York World, и нанял художника, чтобы продолжить серию в своей газете. Издания Пулитцера не брезговали сенсационными разоблачениями, поэтому более респектабельные конкуренты называли их «газетами жёлтого малыша» — по одной из версий, именно тогда появилось понятие «жёлтой прессы».
Ещё одной инновацией того времени стала вёрстка Уинзора Маккея — карикатуриста и пионера мультипликации, мыслившего не отдельными кадрами, а целой полосой. Он менял размер кадров, чтобы передать динамику сцены: маленькие использовал для личных моментов и мыслей персонажей, большие — для масштабных событий и внезапных поворотов сюжета. Свои идеи он воплотил в газетном комиксе «Малыш Немо в Сонной стране», герой которого каждую ночь видит странные сны и кошмары, просыпаясь в последнем кадре.
В течение почти тридцати лет американским детям приходилось выбрасывать ворох скучных газетных страниц, чтобы добраться до комиксов, пока в 1929 году не появилось полностью посвящённое комиксам детское издание The Funnies, положившее начало специализированным журналам и сборникам.
Золотой век, или Эра DC (1938–1955)
1938 год открывает «золотой век» комикса. Именно тогда Джером Сигели Джо Шустер запустили в издательстве Detective Comics (позднее ставшем известным как DC comics) серию комиксов про Супермена. Его образ во многом был вдохновлён Великой депрессией: обществу был нужен герой, который стал бы борцом с социальной несправедливостью, нечестными политиками, сносом зданий, коррупцией и другими понятными людям проблемами. История про героя, который не просто сражается «за всё хорошее», но эффективно и зрелищно решает насущные вопросы, быстро обрела популярность — тираж первого выпуска был распродан моментально, а уже через год у Супермена стали появляться подражатели: в 1939 году выходит Бэтмен, а в последующие 10 лет — более 400 разных супергероев.
В этот период сформировались основные черты супергероя: это житель мегаполиса, живущий «двойной жизнью», обладающий врождёнными или приобретёнными (например, в ходе экспериментов) суперспособностями и постоянными внешними атрибутами — костюмом с эмблемой, маской, плащом, щитом или другими магическими предметами.
Если во время Второй мировой войны супергерои по-прежнему пользовались популярностью (Капитан Америка, например, даже сражался со странами гитлеровской коалиции), то после её окончания интерес к ним заметно падает. На первый план выходят реалистичные и даже кровавые истории: детективы, вестерны и ужасы. Например, одной из популярных страшных историй в 1950-х годах была серия «Склеп ужасов» — некоторые сюжеты для неё писал Курт Воннегут.
Бум насилия и жестокости в комиксах вызвал негодование у более традиционной части общества, активисты призывали к введению ограничений и даже сжигали журналы на улицах. Результатом протеста стало создание в 1954 году организации Comics Code Authority (CCA) и введённый ею «Кодекс комиксов», который накладывал ограничения на сцены насилия, неузаконенные отношения, выпады против властей и многое другое. Вплоть до 2011 года на многих американских комиксах ставили знак CCA, означавший, что комикс соответствует кодексу.
Серебряный век, или Эпоха Marvel (1956–1972)
Бесконечно придумывать подвиги для комиксов про Бэтмена и Супермена было сложно: качество постепенно падало, сюжеты становились всё менее увлекательными. Поэтому в 1961 году Marvel предложила читателям новых героев — более глубоких и продуманных, часто неуверенных в себе и с неоднозначной мотивацией.
Первым появляется комикс Стэна Ли и Джека Кирби «Фантастическая четвёрка», герои которого, в отличие от своих предшественников, больше погружены в личные проблемы, постоянно сталкиваются с ограничениями своих способностей и последствиями их проявления. Вышедший год спустя Халк подкупал читателя искренней потребностью в любви и сопутствующим страхом близости из-за скрывающегося в нём чудовища, а одинокий герой-подросток Питер Паркер стал ролевой моделью для многих школьников и студентов.
Кстати, по задумке Стэна Ли Халк должен был быть серого цвета, чтобы избежать каких-либо расовых ассоциаций. Однако из-за несовершенства цветной типографии того времени в каждом выпуске оттенки серого получались разными, а иногда вместо серого Халк становился зелёным, поэтому героя решили перекрасить.
Конец века обозначен двумя событиями: Джек Кирби переходит из Marvel к конкурентам в DC, а Капитан Америка узнаёт, что президент его страны является частью преступной группировки, после чего «уходит на пенсию».
Бронзовый век (1973–1984)
Этот период часто считают веком «упадка» комиксов: количество издателей значительно сокращается, а в самих историях доминируют мрачные, нуарные сюжеты. Вновь всплывают социальные проблемы: сюжетная линия комиксов о Железном человеке «Демон в бутылке» рассказывает о проблемах Тони Старка с алкоголем, а антагонистом Человека-паука и новым Зелёным гоблином становится наркозависимый Гарри Озборн.
Новые герои (Росомаха, Сорвиголова) становятся ещё более неоднозначными: если раньше они ловили преступников и сдавали их в руки правосудия, то теперь сами вершат их судьбы, не признают нормы морали, часто убивают злодеев и сами оказываются антигероями. Обычно такое поведение было представлено как последствие психологических травм, тёмного прошлого или жестоких экспериментов.
Но не всё так плохо! Именно в этот период появляются комиксшопы — отдельные магазины с комиксами. Кроме того, на запад проникает увлечение восточной культурой. В 1984 году рынок взрывает комикс Кевина Истмена и Питера Лэрда «Черепашки-ниндзя», и эта история буквально захватила умы детей: они мгновенно скупали все выпуски и отказывались есть что-либо кроме пиццы.
Железный век (1984–2000)
Не все историки выделяют «железный» или «медный» век как отдельный период, но у него определённо были свои особенности. Комиксы конца тысячелетия становятся ещё более «взрослыми»: в 1986 году Бэтмен возвращается в новом обличии — теперь это «Тёмный рыцарь», жестокий и беспринципный борец за справедливость. События в мире освещаются не только через поступки супергероя, но и через поступки антагониста: так в философии международного террориста Джокера прослеживается аллюзия на арабо-израильский конфликт. Многие издательства начинают использовать свои комиксы как бренд, выпуская мерч с популярными героями и злодеями.
Современная эра (2000 — наше время)
Теракт 11 сентября 2001 года возвращает интерес читателей к классическим супергероям золотого и серебряного века с их твёрдыми моральными принципами — теперь перед ними вновь стоят задачи борьбы с мировым терроризмом и угрозой всему человечеству. Интернет позволяет распространять комиксы, бренды и героев по всему миру, их истории перестают быть локальными: герои комиксов становятся участниками предвыборных и рекламных кампаний, встречаются с политиками, взаимодействуют с лидерами мнений.
Но настоящим феноменом становится появление киновселенных Marvel и DC: вышедшие в 2008 году «Тёмный рыцарь» с Кристианом Бэйлом и «Железный человек» с харизматичным Робертом Дауни-младшим в роли миллиардера-изобретателя положили начало новой эры в мире комиксов. Часто можно встретить и обратный эффект, когда популярные фильмы, книги и даже игры адаптируют в формате комиксов. В «Строках», например, можно почитать адаптацию популярного анимационного сериала «Гравити Фолз» и других работ Disney, игр Life is Strange, Warcraft, Dark Souls, Sonic и даже романа Стивена Кинга.
Взаимовлияние седьмого и девятого искусства (кинематографа и комиксов соответственно) вызывает меньше дискуссий, чем вечный спор «фильм или книга», ведь в конечном итоге выигрывают все: фанаты регулярно устраивают «солд-аут» новым фильмам кинофраншизы, тем самым обеспечивая печатным изданиям дополнительные тиражи. Но больше всего повезло, конечно, самим любителям комиксов, ведь теперь они могут наслаждаться любимыми историями в любом удобном формате — вплоть до аудио.
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только