02 октября 2024Статья3 минуты

«Шанхайская головоломка»: приключения китайского Шерлока

Тренд на восточную литературу, гремящую далеко за пределами Азии, затронул все жанры и в особенности детективы. Российские читатели уже познакомились со множеством авторов из Японии и Южной Кореи. А что насчёт Поднебесной? На самом деле китайским писателям тоже есть чем удивить иностранную аудиторию. «Шанхайская головоломка» — яркий тому пример. Автор романа Ши Чэнь ворвался в мир детективной прозы подобно урагану, став звездой жанра на родине. Чем же его творчество так привлекает ценителей детективов со всего мира?

 

Детектив-головоломка

«Шанхайская головоломка» относится к поджанру хонкаку-детективов. Возникшие в Японии, эти остросюжетные истории во многом ориентируются на европейскую классику в духе небезызвестной Агаты Кристи. В основе любого хонкаку-детектива лежит загадка. Каким бы жестоким и шокирующим ни было преступление, автор фокусируется не на последствиях кровавых деяний злодея, а на способах их совершения. 

Как и его коллеги по жанру, Ши Чэнь не просто рассказывает увлекательную историю. Он предлагает читателю посоревноваться с героями в поисках истины. У человека, взявшего в руки книгу, будут все те же вводные данные, что и у персонажей. Вплоть до списка действующих лиц, детального плана дома, в котором происходит действие книги, и даже сказки, таящей в себе ключ к разгадке. Читатель становится непосредственным участником событий, что добавляет азарта и вовлечённости. А это ведёт к тому, что лёгкое вечернее чтение превращается в марафон, ведь от книги крайне трудно оторваться.

Шерлок Холмс из Поднебесной

О невероятных событиях, произошедших в Обсидиановом особняке, читателю рассказывает Хань Цзинь — учтивый и наблюдательный друг гениального и в то же время необычайно эксцентричного математика по имени Чэнь Цзюэ. Прототипы главных героев угадываются с первых строк, и автор не скрывает источников вдохновения. С самого детства Ши Чэнь был влюблён в романы о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, мечтая однажды написать нечто подобное

И у него получилось, причём дело не только во внешнем сходстве героев хонкаку-детектива и британского классика. Чэнь Цзюэ и Хань Цзинь во многом ведут себя подобно своим прототипам, разве что первый в попытках раскрыть то или иное преступление предпочитает руководствоваться математическими расчётами. Его математический дар со стороны для непосвящённого наблюдателя может показаться чудом, однако никакой магии в распоряжении у гения нет, что впечатляет ещё сильнее.

Шесть смертей. Шесть гениев

Что же за дело расследуют герои «Шанхайской головоломки»? За двадцать лет до основных событий романа в роскошном Обсидиановом особняке нашли пять тел, а вскоре хозяин дома покончил с собой, став шестой жертвой этого проклятого места… или чьего-то злого умысла. И вот, спустя годы, сын покойного хозяина собирает в одном месте разношёрстную компанию из шести экспертов, чтобы разобраться в событиях прошлого.

Обилие персонажей, заигрывания с прошлым и намеренные попытки запутать читателя превращают знакомство с «Шанхайской головоломкой» в настоящую игру, которую не хочется заканчивать. Впрочем, она и не заканчивается, ведь перед нами только первая часть удивительного детективного цикла.

Автор

Редакция