Музеи — тюрьма для искусства. Когда прямо перед тобой шедевр, при виде которого перехватывает дыхание, а на глаза наворачиваются слезы, что может быть естественнее желания любоваться им бесконечно долго, проследить пальцами точные движения резца или кисти?.. Все это, конечно, удобнее делать в тишине и уединении, устроившись в любимом кресле. Мальчиком Стефан Брайтвизер часто бывал в музеях, где бродил в одиночестве целый день, — трудно вообразить более симпатичное увлечение для подростка… К началу 2000-х Стефан Брайтвизер был совершенно счастлив: он обрел призвание, любовь и с нежностью вспоминал тот день, когда Анна-Катрин ответила согласием на его нерешительный вопрос. «Давай забери его», — просто сказала она, и Брайтвизер совершил свою первую музейную кражу, вытащив из витрины экспонат, который горячо возжелал. К 2002 году Стефан Брайтвизер обрел то, чего не желал никогда: громкую европейскую славу. Пресса наперебой подсчитывала баснословный ущерб, который дерзкий похититель нанес музеям. Удивительный метод воровства, огромный перечень украденных шедевров, душераздирающая развязка и последовавший глобальный пересмотр требований музейной безопасности однозначно свидетельствовали: имени Стефана Брайтвизера — серийного вора, который ни разу не применил насилия и не продал ни одной украденной вещи, — отныне суждено возглавлять любые рейтинги самых громких преступлений в сфере искусства.
Michael Finkel
THE ART THIEF: A TRUE STORY OF LOVE, CRIME,
AND A DANGEROUS OBSESSION
Copyright © Michael Finkel, 2023
All rights reserved
© Е. А. Королева, перевод, 2024
© Оформление.
ООО «Издательская Группа
„Азбука-Аттикус“», 2024
Издательство Азбука®