17 января 2024Статья3 минуты

Романы Александра Дюма: история и приключения

«Внук чернокожей рабыни и эксцентричного маркиза, сын опального наполеоновского генерала и провинциальной трактирщицы, неутомимый дон жуан и гурман, заядлый путешественник и дуэлянт, роялист и пламенный революционер, владелец “тайной плантации белых рабов”, политик-неудачник, самый популярный и скандальный автор XIX века, Александр Дюма-отец прожил жизнь яркую и насыщенную, похожую на один из лучших своих романов», — писал его биограф Клод Шопп.

 

​Писатель родился в 1802 году в семье известного генерала и дочери трактирщика в небольшом городке на севере Франции. Отец попал в немилость к Наполеону, был заключён в тюрьму, потом его парализовало. Денег после этого несчастья в семье не было, мать сама учила сына всему, что знала. Впервые приехав в Париж только в двадцатилетнем возрасте, Дюма всерьёз задумался о дальнейшем образовании: окружающие изумлялись его невежеству, а вынести такое отношение к себе юноша не мог. Он решил остаться в столице, поступил на службу в канцелярию к герцогу Орлеанскому и начал самостоятельно постигать литературу, теорию театра и историю драмы. 

​Ещё до того, как мир узнал великого романиста Дюма, театральные сцены завоевали пьесы драматурга Александра Дюма. Он писал пьесу за пьесой, но театры их отвергали. Лишь в 1829 году одну из них приняли к постановке, и она неожиданно имела успех. Так началась писательская карьера молодого человека. Лучшие его пьесы, написанные в 1830-х годах, имели огромный успех у публики и не меньше столетия держались в репертуарах театров Европы и Америки.

В этих произведениях присутствовало то, что требовалось массовому зрителю: торжествовали неистовые страсти, происходили бурные события, неожиданные превращения, мрачные злодеяния и подвиги самопожертвования, всё исключительное и чрезвычайное оказывалось возможным и реальным, мелодраматические ситуации и конфликты были овеяны поэзией романтики.

Всё это писатель затем перенёс и в свои многочисленные романы. Дюма много работал: в среднем писатель проводил за письменным столом по 16 часов в сутки. Его идеальным почерком написано более 500 работ на самые разнообразные темы. Сам Дюма говорил о 400 романах и 75 пьесах. Его биограф Андре Моруа указывает «пятьсот или шестьсот томов».

И при этом Дюма был отнюдь не аскетом и затворником. Любимец женщин, дуэлянт, спорщик, авантюрист, яркий, харизматичный, уверенный в себе и своём даровании, Дюма быстро завоевал внимание Парижа, а потом и всей Франции. С его именем связано немало забавных, часто анекдотических историй.

В своих мемуарах он писал, что директор театра Варьете обещал ему премию в тысячу франков, если за двадцать пять первых представлений пьесы «Кин, или Гений и беспутство» выручка достигнет шестидесяти тысяч. Когда выяснилось, что собрано «всего» 59 997 франков, Дюма занял у директора двадцать франков и купил билет за пять. В итоге автор получил обещанное. 

Александр Дюма был человек лёгкий, он любил беззаботную жизнь и владел искусством такой жизни. «У меня много любовниц, потому что я гуманный человек. Будь у меня одна — ей не прожить бы и неделю! Не хочу преувеличивать, но полагаю, что по свету у меня разбросано более пятисот детей», — говорил Дюма. Впоследствии Александр Дюма-сын, единственный признанный, скажет о нём: «Мой отец — это большой ребёнок, который появился у меня, когда я был совсем маленький».

 

В 1842 году в газете «Ля Пресс» с большим успехом печатался первый исторический роман Дюма — «Шевалье д'Арманталь». Это был роман-фельетон, издававшийся из номера в номер, и от него требовалась увлекательная интрига, стремительность действия, сильные страсти, а главное, такое расположение глав, при котором напечатанный в каждом номере отрывок, сам по себе являясь чем-то более или менее законченным, принуждал читателя ждать продолжения. Честно говоря, основу произведения составил рассказ «Благородный человек, или Заговор Челламаре», рукопись которого в 1840 году принёс ему молодой драматург Огюст Маке. Дюма существенно расширил и переделал текст, а публикация под одним именем — это было требование издателя, считавшего, что настоящий успех роману обеспечит только знаменитое имя. Маке же получил финансовое вознаграждение в размере восьми тысяч франков.

Сотрудничество Дюма и Маке продолжалось много лет, ими создано почти два десятка произведений, в том числе те историко-приключенческие романы, по которым мы в первую очередь и знаем Дюма: «Три мушкетёра»«Двадцать лет спустя»«Виконт де Бранжелон»«Граф Монте-Кристо»«Королева Марго»«Графиня де Монсоро», «Жозеф Бальзамо», «Ожерелье королевы», «Сорок пять»

Когда писались «Три мушкетёра», в контракте с издателем была оговорена построчная оплата рукописи. Для увеличения гонорара Дюма придумал неразговорчивого слугу Атоса по имени Гримо, который отвечал на все вопросы односложно, чаще всего «да» или «нет». Продолжение оплачивалось уже пословно, и Гримо разговорился. 

Дюма привлекал к сотрудничеству ещё с десяток литераторов, писавших основы произведений, главы, отдельные сцены. Это обстоятельство не осталось тайной, Дюма обвиняли в том, что он-де превращает литературу в производство. Но очернить репутацию писателя не удалось потому, что только его участие и руководство вносили жизнь в сухие тексты.

Начиная с «Мушкетёров» и «Королевы Марго», историко-приключенческий роман выступает как самостоятельный литературный жанр, который имел, имеет и будет иметь огромную массу читателей, у которого есть свой метод, своя история, свои традиции, свои классики, и первый из них — Александр Дюма, и по сей день остающийся одним из самых читаемых писателей в мире.

Автор

Редакция