Османские советы: чему могут научить романы Ричарда Османа

«Клуб убийств по четвергам» встречается каждый четверг в одиннадцать утра в Мозаичной комнате для тихих игр и занятий. Клуб — это два пожилых джентльмена и две немолодых леди. Рон, Ибрагим, Джойс и Элизабет на первый взгляд самые обычные старики и старушки, которые собираются поболтать в рекреации спорткомплекса посёлка для пенсионеров. Англичанин Ричард Осман написал три романа про сыскных пенсионеров: собственно, «Клуб убийств…», «Человек, который умер дважды» и совсем недавно вышедший «Выстрел мимо цели». Это, конечно, детективы — в них есть убийства и есть расследования, — но это ещё и жизнеутверждающие манифесты. Попробуем понять, чему нас могут научить эти книги.
1. Первый взгляд обманчив! Леди и джентльмены раскрывают преступления, которые не по зубам полиции. Их метод прост: въедливость, нетривиальный подход и умение в личных беседах вытаскивать важную информацию. А ещё их никто не воспринимает всерьёз: какие-то пенсионеры что-то спрашивают, кого-то разыскивают. Наверняка рехнулись на старости лет. Нет, не рехнулись. Они, конечно, с лёгкой безуминкой, но не больше и не меньше, чем все вокруг. А ещё пенсионеры на самом деле не простые. Элизабет, например, была сотрудницей английской разведки и, судя по отрывочным рассказам, выполняла самые опасные миссии, за что не раз была награждена. А Джойс знает всё о жизни знаменитостей и непонятно, чьи навыки будут полезнее.
2. Старики и старушки — опасны. Это вовсе не дряхлые создания, которые одной ногой стоят в могиле и могут обсуждать лишь свои былые подвиги и вчерашние телепередачи. Да, они не очень хорошо ходят, их воспоминания сумбурны, они многое забыли, а их речь не всегда логична. Но это если не вслушиваться. А если вслушаться, то говорят старики очень чётко и по делу. Они просто медленно запрягают, но быстро едут. Их ум работает очень хорошо, просто немного по-другому. У них иные логические связи. Они коварны. Они будут использовать вас, если нужно. Они могут обманывать. Они вас заговорят и выведают все тайны. А ещё они всем своим видом подчёркивают — пенсия не приговор и не конец. Пенсия — это только начало.
3. У преступлений нет срока давности. В только что вышедшем на русском «Выстреле мимо цели» герои пытаются понять, что случилось с журналисткой-расследовательницей, автомобиль которой упал в море с мыса Шекспира. Это такой искусственный клочок суши на побережье Ла-Манша, который сделали из земли, оставшейся после строительства Евротоннеля. Машину нашли, а журналистку нет. С тех пор её никто не видел, известно только, что она вела какое-то расследование об отмывании денег в крупных масштабах, что ей поступали угрозы, что, возможно, ей желал зла кто-то из коллег, что, возможно, ей желала зла мошенница, которую она посадила в тюрьму и что, возможно, она перешла дорогу кому-то очень влиятельному. У неё остался друг, коллега и учитель, мечтающий раскрыть тайну гибели или исчезновения расследовательницы. И банда из четверых пенсионеров, которым не сидится на месте и которые рвутся в бой.
4. Не пренебрегайте ни друзьями, ни врагами. Все пригодятся. В расследовании в той или иной степени будут участвовать бывший агент КГБ, бывший профсоюзный лидер, бывший глава мафиозной организации, наркобаронесса, владелец крупнейшей компании по отмыванию денег и пожилой мужчина с прогрессирующим альцгеймером. Нужно просто умело использовать таланты каждого.
5. Занудство — это хорошо. Каждый из четырёх главных героев книги по-своему зануден, стоит на своём, сообщает друзьям и врагам массу нежных подробностей и фактов, довольно тяжёл в общении, местами даже невыносим. Относитесь к этому с юмором и всё будет хорошо.
6. Во время беседы всегда вставляйте наиболее бессмысленные факты из вашей биографии. Не важно, что они на первый взгляд не имеют никакого отношения к делу. Пригодится. Например, Элизабет, пенсионерка из МИ5, когда ей лгут в лицо и что-то отрицают может бросить в ответ: «А я никогда не видела секретных файлов об убийстве Кеннеди». И попробуй после этого не сказать правду. А некоторые истории и вовсе ставят в тупик: «Однажды мы копали во Владивостоке. Я забыла зачем: то ли некий атаман что-то зарыл, то ли вроде этого. Но, как бы то ни было, мы обнаружили доисторического лося. Целёхонького, с рогами и всем прочим». Чем более абсурдны детали, тем быстрее ваш собеседник проговорится.
7. Если что-то можешь и хочешь сделать — делай. Ключевые герои романов Османа не молоды. Да, они в неплохой для восьмого десятка форме, они путешествуют, влюбляются, раскрывают преступления, в могилы залезают только для фотосессий, иногда стреляют из пистолетов, но они знают, что в любой момент всё может кончится. И поэтому оттягиваются на свой лад по полной. Чего и нам желают. А что будет завтра, увы, не знает никто.
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только