«Лети, светлячок!»: обзор бестселлера Кристин Ханны
«Иногда на плаву ты держишься благодаря одному-единственному человеку, а отпусти он тебя — и ты полетишь вниз, каким бы сильным ты ни был и как бы прочно ни стоял на ногах. Однажды, давным-давно, на тёмной улице, которая носила название улица Светлячков, она обрела единомышленницу. Больше тридцати лет прошло. Талли-и-Кейт. “Мы с тобой против всего мира. Лучшие подруги навеки”. Но всё заканчивается, верно? Ты теряешь тех, кого любишь, и тебе приходится искать возможность жить дальше»
Светлые истории с надеждой сегодня необходимы как никогда — даже когда они драматичны, лишены пряничной сладостности. Словом, похожи на жизнь. А такие истории Кристин Ханна умеет писать, пожалуй, лучше большинства своих коллег по цеху — даром, что ли, все её новые книги буквально зависают в первых строках американских книжных рейтингов не на недели, а на месяцы, иногда на годы?
…Впрочем, роман «Лети, светлячок!», вышедший на русском языке буквально на днях, — далеко не новинка: в оригинале книга вышла более десяти лет назад, через пять лет после выхода первой части дилогии, «Улица светлячков». Впрочем, настоящую популярность обе части обрели одновременно, после того как рейтинги буквально порвала телеадаптация дилогии от Netflix. К этому времени и сама Кристин Ханна превратилась из автора добротных, но вполне типичных женских романов в одно из первых имён массовой американской литературы, так что новое поколение, знакомое с ней по «Соловью», «С жизнью наедине» и «Четырём ветрам», восприняло историю Талли-и-Кейт уже совершенно иначе.
Стиль Ханны заметно изменился и за пять лет, прошедших между публикацией «Улицы светлячков» и его продолжением. В сериале-то история выглядит единым целым, но «на бумаге» обе части дилогии отличаются
«Улица светлячков» — вполне традиционный, уютный и милый роман о дружбе, взрослении и женском выборе. «Лети, светлячок!» — сильнейшая психологическая драма утраты и потери близких. В первом романе Ханне удаётся поддерживать эмоциональную палитру практически в идеальном состоянии — и умилиться, и романтически вздохнуть, иногда поплакать, а иногда и посмеяться… Но кульминацией становится глубоко драматичный финал: одна из героинь умирает от рака.
Вернувшись к истории Талли-и-Кейт через пять лет, Кристин Ханна смогла превратить «Лети, светлячок!» в совершенно другую книгу. Конечно же, Кейт не воскресает — она возвращается, но лишь в памяти четырёх самых близких ей людей, каждый из которых переживает свою драму утраты: Талли после потери подруги мучается от угрызений совести, её карьера рушится, а большую часть романа она проводит в коме после автокатастрофы. Дочь Кейт Мара уходит в депрессию и отдаляется от близких, муж Кейт Джонни с трудом справляется с ролью отца, а матери Талли Дороти, бывшей хиппи по прозвищу «Дымка», и вовсе предстоит переосмыслить всю свою жизнь, представ перед читателями в совершенно ином ракурсе.
Ханна написала роман об искусстве прощания с самыми близкими людьми, а заодно и об умении отпустить «прошлую себя». Но всё же «Лети, светлячок!» не становится мрачной депрессивной книгой — ни один из романов Ханны не лишает читателя надежды. А его тёмная и грустная гамма становится идеальным фоном, на котором характеры героинь становятся ещё более яркими, проявляет детали, которые, возможно, остались незамеченными в залитой солнцем первой части.
Как продолжение, «Лети, светлячок!» искусно выстраивает мостик между миром грёз первой книги и реальной жизнью, где часто нет хеппи-эндов, но остаётся надежда если не на возвращение утраченного, то хотя бы на понимание самих себя и близких, которые порой видны нашему воображению лишь в виде плоских проекций, лишённых подлинной глубины. Так происходит с Марой и застрявшей в собственной лихой юности Дороти, обретающей не только своё подлинное имя, но и собственную историю, впервые осознающей себя не только взрослой женщиной, но и матерью. В этом, наверное, и состоит главный посыл романа Ханны — никогда не поздно измениться, открыть новую главу, начать жизнь с нуля. И это стоит делать даже в том случае, когда цена за осознание собственных ошибок становится слишком высока… И сделать шаг навстречу тем, кто любит и ждёт, не дожидаясь, пока «время разлучит вас».
Мы — это наши воспоминания. В конечном счёте это единственный багаж, который мы берём с собой. Не исчезают только любовь и воспоминания. Вот почему когда человек умирает, перед глазами у него проходит вся жизнь — он выбирает воспоминания, которые ему нужны
Прекрасная книга — о шансах, которые нельзя упускать, и о ценности прошлого. Пусть и со слезинкой, но Ханна отлично умеет вызывать правильные, целительные слёзы. Получилось у неё и в этой книге…
Дилогия о девчонках с улицы Светлячков, написанная много лет назад, стала первым шагом к новой Ханне, автору «Соловья», «С жизнью наедине» и «Четырёх ветров», — кстати, с её новым романом «Женщины», не покидающим американские рейтинги весь последний год, мы, вероятнее всего, познакомимся уже в следующем году.
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только