18 декабря 2024Статья8 минут

Кружево славянского фэнтези: русские сказки и славянские мотивы у современных авторов

Сегодня познакомим с авторами издательства Freedom, которые пишут в жанре славянского фэнтези: они расскажут о своих книгах от первого лица.

 

Что вдохновило вас на написание романа в жанре славянского фэнтези?

Екатерина Кожевникова, «Сказ о Яре и Чернаве»:

Меня вырастили на сказках: с раннего детства бабушки и дедушка читали их со мной вслух, мы ставили простенькие домашние спектакли. Ещё они часто использовали в речи пословицы, поговорки, присказки, рассказывали о народных приметах, шутках и деревенской мистике (например, что ребёнку ночью одному из дома выходить нельзя, потому что по улице бегают зайцы с рогами). Получается, что сказочная тематика, любовь к приключениям и интересным историям была со мной всегда. А когда я выросла, просто начала изучать тему символов и подтекстов в сказках и мифах, чтобы лучше их понимать и трактовать, и оказалось, что даже самые простенькие истории могут многое рассказать о народной культуре и истории, о людях, которые жили задолго до нас.

Жизнь у Ярославы совсем не сказочная: в родной деревне её травят и боятся, называют ведьминой дочкой… Когда отец заболевает, девушка отправляется в Навь — мир духов и мертвецов, чтобы добыть лекарство. Вот только выбраться из царства мёртвых непросто, ведь Навь обнажает все самые тёмные помыслы человека. Теперь Яре придётся бросить вызов собственному отражению — Чернаве, желающей взять контроль над душой девушки, а также встретиться с духом почившей матери и отыскать путь домой с помощью волшебного клубка. Но сумеет ли Яра найти путь в Явь? Или сгинет в Забытых Землях?

Какие элементы славянской мифологии вы использовали в своём произведении?

Марина Гамаюн, «Огнеслава»:

Скорее я отталкиваюсь от общего впечатления. Для меня важнее, чтобы текст передавал славянский дух, а не цеплялся за отдельных фольклорных персонажей. Я пишу современным русским языком для ныне живущих русскоязычных людей, стараюсь затрагивать вопросы, которые тронут современную женщину (да, мои книги больше женские), но вместе с этим хочу, чтобы читательниц наполняло чувство, которое дарит русская сказка, былинный дух, если так можно выразиться. Активно использую отсылки к каноническим образам, но при этом всегда стараюсь добавить что-то своё.

Юная княжна Огнеслава отправляется в далёкий Зеяжск к своему суженому. Стать княгиней богатого и знатного рода — мечта многих девиц, особенно когда жених молод и хорош собой. Вот только её родня не рада, потому как богатства тем землям достались высокой ценой. Древний крылатый змей охраняет город, предсказывая будущее и уничтожая врагов. Дважды в год змею отдают в дар молодца или девицу. Жертвой чудовища может стать любой… Терзаясь сомнениями, Огнеслава обращается за помощью к ведьме, и та предсказывает: «Мужем тебе князь так и не станет, предашь ты его и погубишь!» Неужели она окажется погибелью жениха и причиной многих бед? Чтобы избежать нежеланной судьбы, княжна должна вонзить заговорённый клинок в сердце того, кто носит кольцо в виде стальной змеи. Но что, если оно окажется на руке князя? Сможет ли Огнеслава совладать с судьбой? Или станет добычей змея?

Какие темы и идеи вы хотели донести до читателей через вашу историю?

Лизавета Мягчило, «Змеиные боги»:

Для меня «Змеиные боги» о человеческой храбрости и искренности, о важности и принятии перемен, даже если в моменте они кажутся совершенно ужасными и ненужными. Я хотела напомнить о несокрушимости природной стихии, в которую верили и которую уважали наши предки, превращая её в мифы и былины с чудовищами.

«Змеиные боги» плотно переплетаются с такими темами, как любовь и жертвенность — умение поступиться своими принципами, а иногда даже рискнуть жизнью ради любимых и дорогих людей. А ещё здесь есть тема предательства и доверия — это напоминание, что вонзить нож в спину может даже самый близкий человек, а враг способен протянуть руку, когда ты на коленях.

Группа студентов отправляется в отдалённую деревню в надежде найти там интересный этнографический материал и собрать легенды. Жители встречают гостей приветливо и с готовностью рассказывают истории про русалок, банников, разную уральскую нечисть. Вот только ребята не представляли, что местные байки окажутся реальностью: на них нападут лесавка и кикимора, ведьма Чернава заколдует одного из парней, а царь-полоз влюбится в обычную девушку. Смогут ли ребята вернуться домой прежними, или странная деревушка их погубит?

Саша Урбан, «Алая Топь»:

Основной фокус был, конечно, на теме любви. Мне хотелось показать разнообразие её форм и что каждый герой считает свою любовь истинной. У кого-то это любовь с огоньком ревности, у кого-то любовь жалостливая, у кого-то она жертвенная. И каждый персонаж пытается сказать Святославу и Милораде: «Ну, у вас это не любовь. А вот у нас — любо-о-о-овь». А главные герои, у которых вообще любовь чуть ли не с первого взгляда случилась, в течение книги размышляют, была ли такая любовь настоящей, если чувства изменились.

На моё удивление, эта тема хорошо прижилась в сеттинге. В целом, в ходе подготовки к написанию я не нашла культурной канвы для романтической любви у славян. Было где разгуляться, чтобы дать читателю главную мысль: «Твоя любовь такая, какая она есть. Она не хуже той, что ты видишь у других людей. И уж точно она не менее настоящая».

Алой Топи сторонится каждый, кто достаточно умён, чтобы не искать встречи с нечистью. Но именно туда отправляется молодой князь Святослав, чтобы спасти свои владения от мёртвой воды, затопившей его земли. Вся надежда — на молодую колдунью Милораду. Девушка готова ему помочь, но и сама не проста — за свою помощь требует ответную услугу: выбраться из Алой Топи и стать женой князя. Святослав не жаждет связывать себя узами брака с чародейкой, но уже не может перестать думать об огненных косах девушки и чудесах, следующих за ней. Милорада становится его надеждой, но юноша не подозревает, что она же может обернуться его проклятьем…

Есть ли у вас планы на продолжение истории или написание новых книг в этом жанре?

Дея Нира, «Русалочьи чары»:

«Русалочьи чары» я задумывала как однотомник, но потом стало ясно, что история требует продолжения. То, что произошло с героями и к чему они пришли, совершенно точно нуждается в развитии сюжета. Это подтвердили многие читатели, которые писали мне, что хотят знать, что случится дальше. И, конечно, это мотивирует меня продолжать историю главных героев, так как конфликт персонажей оказался не исчерпан до конца. 

В деревне, что притаилась в дремучих лесах, живёт юная Марешка. Все смотрят на неё как на чужую. Считают девушку ведьмой. Хотя и не знают, что происходит она из русалочьего рода и тайно водит дружбу с существами, знакомыми жителям деревни из сказок и легенд. Когда Марешке исполнилось шестнадцать, отец решил выдать её замуж за кузнеца Владара. Но сердце девицы отдано другому. Во имя любви и свободы Марешка готова пожертвовать многим, даже пойти на сделку с тёмными силами. Однако цена слишком высока. Сможет ли Марешка остаться с любимым или потеряет его навсегда?..

Анастасия Дёмина, «Школа лукоморцев»:

«Школа лукоморцев» — это первая часть трилогии со сквозным сюжетом, и сейчас я работаю над финальной книгой. Хотя, возможно, в будущем вернусь в этот мир, ведь в закромах Тридевятого лицея наверняка найдётся ещё немало захватывающих историй. Да и запланированный финал этой трилогии будет располагать к новым приключениям моих героев.

Но пока я сочиняла «Тридевятый лицей», изучала сказки, былины и славянскую мифологию, в моей голове возникла ещё одна вселенная. Надеюсь, что эти истории в жанре уже чистого славянского фэнтези, где действие происходит не в нашем мире, тоже когда-нибудь найдут своих читателей среди молодёжи и взрослых.

Однажды шестиклассник Костя поддался на шантаж товарищей и начал воровать, пользуясь своим необычным умением видеть и притягивать ценные вещи. Когда его поймали, мальчик узнал, что он — кощей, один из лукоморцев, людей, обладающих способностями героев сказок и былин. Чтобы научить подростков контролировать дар и не применять его во зло, была создана особая закрытая школа. В Тридевятом лицее Косте выпадает шанс узнать о судьбе родителей, и он вместе с новыми друзьями отправляется на поиски легендарного хранилища волшебных артефактов, не подозревая, что за ними пристально наблюдают силы, у которых свои зловещие планы

Автор

Редакция