19 сентября 2023Статья4 минуты

Как развивать творческое мышление ребёнка

Ещё задолго до того, как ребёнок научится читать и писать, он будет щупать руками материал, получать удовольствие от случайно нарисованной каракули или прислушиваться к шороху материала. Поэтому развивать творческое мышление ребёнка стоит уже в дошкольном возрасте. Собрали несколько историй, уроков и советов из практики архитектурной студии «СтАрт», почитать о которых вы можете в книге «Архитектура и дети». Попробуйте и воспитайте будущего архитектора, художника и даже хирурга.

Созидательность

Понимать пластические принципы и открытия разных эпох, направлений, мастеров и сразу же переходить к практической работе, создавать свои сюжеты в этих принципах — такой метод оказался вполне эффективным. Благодаря ему расширялось художественное восприятие искусства, а главное, появлялись идеи для собственного творчества. И только так, долгое время считали мы, можно прикасаться к мировой художественной культуре — погружаясь в характер эпохи, стиля, мастера.

Однако бездумное копирование кроме скуки и комплексов ничего полезного не даст. Создавать, и особенно когда речь идёт о детях, лучше самому — глазами, душой, головой и руками! Это и есть проектное мышление, и воспитание такого рода мышления стало нашим основным лозунгом. Конечный результат работы — это создание своего собственного образа.

Почти каждую работу, исключая короткие упражнения на знакомство с тем или иным художественным материалом, можно назвать маленьким проектом. Наше давнишнее любимое задание мы назвали «Дом‐животное», в результате которого на свет появились такие удивительные образы, как жираф‐башня Татлина, дракон из фахверковых домов, русский дом‐самовар, павлин с хвостом из небоскрёбов, медведь — деревянная архитектура, итальянский город‐сапог, верблюд из минаретов, готический арбуз и много других.

Освоение художественных материалов и технологий

Сила детского воображения продуцируется не только формой предмета, но и веществом, из которого он состоит, — дети исследуют, испытывают окружающие их материалы, чтобы определить, например, легко ли они мнутся, гнутся, колются, гладкие они или шершавые, мягкие или жёсткие. Например, при освоении бумаги изучались её фактура, толщина, мягкость, возможность мять её, рвать, резать, сгибать, прокалывать и так далее. Часто исполнялись так называемые палитры, когда на одном расчерченном на квадраты листе бумаги дети демонстрировали все возможные способы использования одного материала — выполняли «палитры» на свойства гуаши, акварели, пастели, туши, пластилина, бумаги. Первый этап — это буквально этап прикосновений, вплоть до тактильного.

На занятиях мы часто обсуждаем, что такое фактура и текстура. Чтобы легче было запомнить, чем отличается фактура от текстуры, говорю: «Фактура от слова “факт” — её можно потрогать, а текстура — от слова “текст” — её потрогать нельзя, вернее, не имеет смысла, зато её можно “прочитать”. Кусок коры — фактура, срез дерева

и отполированные камни — текстура». Всё это дети ощупывают, рассматривают мои кольца с малахитом, бирюзой, сердоликом и другими полудрагоценными камнями. И находят там различные сюжеты — то летящего голубя в прожилках бирюзы, то изогнутые ветки деревьев в малахите. Как‐то после этих занятий одна из учениц, Маша Смирнова, сказала: «Я теперь, когда гуляю, с деревьями обнимаюсь! Мне так нравится нащупывать в коре выпуклости и впадинки! Это ведь фактура?»

Образно-логическое мышление

Образно‐логическое мышление — основа архитектурного творчества. В поисках создания оригинального образа архитектор часто пользуется языком метафор, визуальных ассоциаций. Нестереотипность, ассоциация, интерпретация, трансформация, парадокс — все эти понятия из лексикона того типа мышления, что даёт множество ответов на один вопрос, и с опытом мы поняли, что, как ни странно, чем ýже задание, тем больше творческих интерпретаций на выходе получаешь.

Например, перед Новым годом нам иногда хотелось похулиганить, вот и придумали как‐то — делаем грим! Ура! Отсутствие самоиронии и чувства юмора для меня всегда было существенным недостатком в человеке, поэтому и в детях я старалась поддерживать и развивать эти качества. Собственную физиономию, говорю я, расцениваем как чистый лист бумаги — никаких усов, веснушек и фингалов под глазами! Удивление на лицах — как это? Но начинаем эскизировать, и вот уже появляются конница и чёрный квадрат Малевича, мотивы Мондриана, Дали, Ван Гога, Вазарели, Матисса и множество других замечательных идей. И с каким упоением они гримировали потом друг друга!

 

Развитие творческого мышления у детей — приёмами, описанными выше, или какими-то другими средствами, — это жизненно важное начинание, которое не только обогащает их жизнь, но и прокладывает путь к светлому, инновационному будущему. Создавая среду, поощряющую любопытство, воображение и исследования, мы даём юным умам возможность стать архитекторами завтрашних прорывов. Наша общая обязанность как родителей, педагогов и наставников заключается в том, чтобы поощрять уникальные идеи и взгляды каждого ребёнка, позволяя им развиваться как творческим умам, которые, несомненно, в будущем будут формировать мир своими гениальными решениями и безграничной креативностью.

Автор

Редакция