25 августа 2023Статья4 минуты

Фантастика как жанр во всём её многообразии

Космолёты, инопланетные вторжения, путешествия между планетами и машины времени — всё это лишь часть того, что представляет собой фантастика. Решили кратко рассказать о том, что это за жанр, откуда он взялся и что в нём интересного. 

История фантастики

О точной дате появления фантастики как жанра рассуждать довольно сложно, поскольку внутри неё существует огромное количество поджанров, некоторые из которых развивались независимо друг от друга. В целом произведение можно отнести к фантастике, если в нём есть хотя бы малейшая доля вымысла, будь то полностью придуманный мир или частично изменённый существующий. Но мы не будем рассматривать каждый нюанс в отдельности, так как и фэнтези относится к фантастике, а это отдельный пласт литературы, заслуживающий полноценной статьи.

Если говорить о научной фантастике, которая приходит на ум сразу же, когда мы слышим этот термин, и всех книгах, которые как-либо затрагивают тему будущего, технологий, полётов в космос и жизни на других планетах, то в сравнении с другими литературными жанрами это направление относительно «молодое». Тем не менее оно очень быстро нашло свою аудиторию, попало во всевозможные естественно-научные тренды и годами стабильно держится в топах читательского интереса. 

Особенно популярна фантастика стала во второй половине XX века, когда первый человек полетел в космос, а учёные всего мира начали активно исследовать космическое пространство. Однако это не значит, что такой литературы до покорения космоса не существовало — она была, просто темы в ней были распространены немного другие. 

Так, например, ещё в 1616 году вышла книга «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в 1459 году» Иоганна Валентина Андреэ. Автор был математиком, теологом и алхимиком, поэтому его книга, наполненная алхимическим контекстом, может полноправно считаться первым фантастическим трудом, появившимся задолго до более привычных «Франкенштейна» Мэри Шелли в 1818 году или «Путешествия к центру Земли» Жюля Верна. Однако в те времена наука развивалась не так активно, поэтому и писателей в этом жанре было не так много.

Поджанры научной фантастики

И всё же, когда мы слышим «фантастика», в голове возникает именно научная фантастика, которая, сама по сути являясь поджанром, давно обросла собственными поджанрами. Их можно насчитать как минимум с десяток, если говорить только об общепринятых: 

  • «Твёрдая» научная фантастика — произведения, которые строятся на существующем научном открытии или господствующем в обществе научном допущении, то есть на чём-то вполне реальном. А дальше уже начинаются предположения и работа авторской фантазии. Кстати, именно авторы «твёрдой» фантастики чаще всего вполне удачно предсказывают будущее. Например, тот же Жюль Верн когда-то поведал миру о вертолётах, хотя их ещё не существовало.
  • Социальная научная фантастика. Фактически та же «твёрдая» фантастика, которая отличается от неё лишь тем, что уделяет больше внимания общественным изменениям и связям людей и науки. Весьма сложное и серьёзное направление, которое, кажется, нужно для того, чтобы помочь людям адаптироваться под разные варианты будущего и ужиться с ним, если какое-либо предсказание всё же сбудется.
  • Хронофантастика. Тут всё просто: если герой отправляется в прошлое, а потом в будущее, а потом ещё куда-нибудь во времени, то это хронофантастика.
  • Альтернативно-историческая фантастика. Берёте какое-то событие из прошлого, которое произошло или могло произойти, и рассуждаете на тему, где бы мы все были, если бы это всё случилось. Альтернативная история как жанр активно практикуется вокруг важных исторических событий: времён Наполеона, Второй мировой войны или Гражданской войны в США. Можно, впрочем, и Древний Египет вспомнить, но это уже будет целый роман-эпопея.
  • Апокалипсис и Постапокалипсис. Первое — это «что мы будем делать, если случится Армагеддон». Второе — это «что мы будем делать, если Армагеддон случился и кто-то всё же выжил».
  • Утопии и антиутопии. Два жанра, посвящённые моделированию устройства общества. Утопия — о том, как всё будет хорошо и чудесно («Туманность Андромеды» Ивана Ефремова), а антиутопия — о том, как всё может быть ужасно и лучше уже никогда не будет («1984» Джорджа Оруэлла).
  • Космическая опера. Место действия — космос. Изначально космоопера считалась развлекательным жанром, который публиковался в различных pulp-журналах, однако некоторые авторы используют приёмы из космооперы в серьёзных произведениях. Сюда относится, например, всем известная «Дюна».
  • Киберпанк. Эволюция общества в сочетании с продвинутыми технологиями, в первую очередь компьютерными и биологическими.
  • Стимпанк. Этот поджанр чем-то близок с альтернативной историей, его основное отличие заключается в создании новой ветки научного прогресса. Самые яркие примеры — упор на паровые двигатели и механику, а не на двигатель внутреннего сгорания и электронику.
  • Научное фэнтези. Когда мифология сочетается с научным прогрессом, получается именно это. Самый популярный представитель направления — Терри Пратчетт.


А если хотите поближе познакомиться с этим жанром, да и в целом со всем, что включает в себя фантастика, не только научная, то у нас есть целая жанровая страница с массой подборок на любой вкус. Здесь и лучшие книги Герберта Уэллса, и всё, что есть о «Звёздных войнах», и космооперы, и классика фантастики — на случай, если совсем сложно определиться, что из нового почитать этим вечером.

Автор

Валерия Шаповалова