Тезисы6 минут

Эгоист или альтруист: кем является человек по своей природе?

«Эгоистичный ген» Ричарда Докинза, известного эволюционного биолога, учёного и популяризатора науки, — книга о природе эгоизма. В нашем обществе принято противопоставлять эгоизм альтруизму, но что если речь идёт о двух гранях одного и того же? Считается, что помогать хорошо, но действительно ли стремление помочь ближнему исходит из искреннего и бескорыстного побуждения? Действительно ли человек стремится помочь другому, а не в первую очередь самому себе?

 

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к науке, а точнее, к биологии, которая отвечает на вопрос о происхождении жизни на Земле и смысле нашего существования, но не с позиции философии, а с точки зрения эволюции и развития генов.

Нельзя однозначно ответить, как часто мы должны помогать другим, а сколько времени думать только о себе, но можно попробовать разобраться в природе человеческого эгоизма. В своей книге Докинз рассказывает, как работает эволюция, что стало причиной зарождения жизни на Земле и, наконец, что лучше: быть эгоистом или альтруистом? Ответ неожиданный. 

  • Эволюцию стоит рассматривать как результат отбора, происходящего на самом нижнем уровне, то есть на уровне гена. Не вида, не группы и даже не индивидуума, а именно гена. 
  • Ген — мастер выживания, потому что он является репликатором, системой, которая способна создавать копии самой себя, то есть размножаться, но с небольшими изменениями и улучшениями. Именно поэтому каждый ген уникален. 
  • Ген способен взобраться на вершину эволюции не только благодаря своей способности изменяться и реплицироваться, но ещё и благодаря стабильности. Выживает не только самый адаптивный, но и самый устойчивый, целостный и крепкий в своей внутренней конфигурации.
  • С самого начала существования гены, ещё на уровне аминокислот, всегда конкурировали между собой. Поскольку ген, размножаясь, создаёт нечто уникальное, случаются ошибки, и эти ошибки — как с положительным, так и с отрицательным исходом — создают благоприятную почву для конкуренции.
  • Чтобы выжить, гены «придумали» машины для выживания — организмы, которые по ходу эволюции становились всё больше и больше. Человек — это как раз такая машина для выживания гена, и чем лучше эта машина, тем больше шансов, что конкретный ген передаст свой код дальше, внесёт свой вклад в развитие ДНК и выиграет в конкурентной борьбе.
Они [гены] создали нас, наши души и тела, и единственный смысл нашего существования — их сохранение
  • Английский биолог Питер Медавар считает, что естественный отбор благоприятствует тем генам, которые способны отодвинуть сроки действия других, летальных генов, и ускорить развитие хороших.
  • Но насколько сильно гены управляют нами, есть ли что-то, что подконтрольно только нам самим? Да. На самом деле, человек — единственное из ныне живущих существ, чья жизнь во многом зависит от социума: наше поведение формируется не столько набором определённых генов, сколько воспитанием, культурой и нормами общества, в котором мы находимся. 
  • Из-за серьёзного отставания во времени гены по своей природе пассивны. Они меняются медленно, как и всё, что обусловлено эволюцией. Поэтому единственное, что они могут, — это заложить в свою машину для выживания определённый фундамент, снабдить её инструкциями, а все остальные решения она будет принимать самостоятельно. 
  • Поэтому как-либо прогнозировать будущее, чтобы адаптироваться под возможные (или невозможные) условия, гены не способны. Чтобы решить эту проблему, машина для выживания — будь то человек, домашний питомец или насекомое — снабжена способностью обучаться. Именно умение учиться позволяет организму выжить. 
Вместе с тем необходимость в некоторых предсказаниях не снимается. …гены предсказывают, что сладкий вкус и оргазм — это «хорошо» в том смысле, что потребление сахара и копуляция, вероятно, будут способствовать выживанию генов. Однако при этом... не учитывается также опасность чрезмерного потребления сахара, количество которого в нашей среде противоестественно велико
  • Но одного прогнозирования недостаточно, ведь прогнозы — это предположения и предсказания того, что может случиться, а может и нет. Для эволюции куда важнее навык моделирования, благодаря которому у человека больше шансов выжить в резко меняющихся и экстремальных условиях, чем у любого другого вида. Другие виды способны обучаться лишь путём проб и ошибок, человек же может избежать даже этого, научившись осознанно моделировать возможные исходы ситуации. 
  • Таким образом, ген — эгоист, потому что единственное, что его реально беспокоит, — это вопрос собственного выживания. Для этого он делает свою машину всё лучше, использует другие машины (доминирует над ними, паразитирует на их или сотрудничает) и делает всё возможное, чтобы обеспечить собственное стабильное процветание. 
  • С другой стороны, все это просто биология и на самом деле далеко не все гены стремятся к «войне». Во всяком случае, не со всеми. 
Львы не охотятся на львов, потому что для них это не было бы эволюционно стабильной стратегией


Получается, что альтруизм генетически стоит рядом с эгоизмом. Нам нужно доминировать над одним видом, чтобы выжил наш; сотрудничать с другим, чтобы процветали оба; существовать за счёт третьего, чтобы стать сильнее. Единственное, что интересует природу, — это вопрос выживания, но способ его достижения каждый выбирает самостоятельно.

Автор