Драма: как страдать и почему это не обязательно
Термин «драма» отличается изобилием различных значений, но в первую очередь ассоциируется с накалом страстей, нередко наигранными страданиями и муками. Однако в литературе (впрочем, как и в кинематографе) драма далеко не всегда повествует о сильных эмоциях и бесконечных интригах. Решили узнать о драме поподробнее и рассказать, какими бывают драматические литературные произведения и почему не обязательно, чтобы все страдали.
Драма как род литературы
Драма, наряду с комедией и трагедией, как род литературы сформировалась в глубокой древности. Её истоки можно найти ещё в первобытной поэзии, когда музыка, мимические движения и танцы сливались в единый ритуал, обряд или традицию. Такие «выступления» могли быть разными: как весёлыми и торжественными, так и печальными, воинственными или драматичными.
Первым в этом вопросе стал разбираться греческий философ Аристотель. Опираясь на традиции греков и анализируя наследие предков, он создал трактат «Поэтика», в котором уделил внимание происхождению поэзии, её влиянию на общество, а также принципиальным отличиям от всего остального. Именно Аристотель первым выделил 3 рода литературы — эпос, лирику и драму, — которые литературоведы с небольшими изменениями и модификациями используют по сей день.
- Эпос. Эпические произведения отличаются объективностью. Они повествуют о событиях, явлениях и фактах. Роль автора минимальна: он либо сам является рассказчиком, либо наделяет этой ролью кого-нибудь из персонажей.
- Лирика. Лирические произведения, так же как и эпические, могут повествовать об определённых событиях, но главный фокус всегда остаётся на переживаниях героя, его размышлениях и чувствах. Лирика субъективна: читатель всегда смотрит на происходящее глазами героя или самого автора.
- Драма. Драматические произведения созданы для того, чтобы ставить их на сцене. В драме голос автора звучит ещё реже, чем в эпосе и лирике, и появляется только в качестве ремарок к действию на сцене.
Драматические произведения, в свою очередь, делятся на комедию, трагедию и драму. Именно поэтому, к слову, если произведение относится к драматическим, это совершенно не означает, что в нём все страдают и переживают сложные эмоциональные состояния — такое читатель встретит только в трагедии.
Новая волна интереса к драме поднялась в XVI веке — в эпоху Просвещения, когда практически весь мир обратился к греческому наследию и не только в литературе. Французские драматурги полностью опирались на греческие принципы построения драмы, среди которых:
- Триединство времени, действия и пространства. Пьеса должна обладать одной сюжетной линией, второстепенные сводятся к минимуму. Действие, происходящее на сцене, соответствует месту и пространству, отведённому ему в пьесе. Время, которое идёт постановка, не должно превышать 24 часов.
- Ограниченное число действующих лиц. Как правило, не менее трёх и не более пяти. Остальные — второстепенные и редко появляющиеся.
- Действие развивается в течение 3–5 актов. От завязки (выяснения отношений и положения дел) к развязке (как правило, трагичной).
Ближе к XVIII и XIX векам драматургия перестала придерживаться таких жёстких рамок и отошла от греческих принципов драматургии. Первым свежий взгляд в свои произведения внёс Уильям Шекспир: его свободные от каких-либо обязательств пьесы открыли новые возможности для будущих драматургов.
Самым ярким представителем классической пьесы XVI века, корнями уходящей в греческую драматургию, был Уильям Шекспир. Ни один другой драматург той эпохи не известен по сей день так, как известен Шекспир. Однако до сих пор остаются скептики, которые считают, что под его именем пьесы писал кто-то другой или даже, может быть, целая группа людей. Аргументируют они это тем, что Шекспир был необразованным выходцем из глубинки, в то время как его пьесы и сонеты отличаются широким словарным запасом и высокой грамотностью речи.
Драма как жанр
Итак, если драма как род литературы — это исключительно пьесы, то драма как жанр в принципе не имеет к театру никакого отношения. Это может быть и лирика, и эпос, особенность которых заключается в серьёзности повествования. Автор уделяет много внимания травмирующим событиям, переживаниям и страданиям героев. Это тяжёлые произведения, отличающиеся глубоким анализом и психологизмом, которые, впрочем, нередко заканчиваются хорошо — видимо, в подарок за все мучения, пережитые героями на протяжении всего повествования. Впрочем, некоторые особо сложные произведения могут обладать открытой концовкой или таким финалом, который даже при детальном анализе сложно однозначно отнести к плохому или хорошему.
Одним из главных драматических произведений является роман Виктора Гюго «Отверженные». Драматичен он во всех смыслах: от содержания до состояния, в котором пребывал автор в период написания произведения. Говорят, в это время — с 1840 по 1862 год — он переживал творческий (и жизненный) кризис. Чтобы побороть это состояние, Гюго запирался в пустой комнате без мебели с бумагой, пером и чернилами, а слуги получали приказ ни в коем случае не отрывать хозяина от дела. Кажется, не зря: благодаря этому мир получил великолепное произведение об отвергнутых обществом людей, вошедшее в списки вечной, известной на весь мир классики.
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только