Буддизм по-русски: рейтинг лучших книг Виктора Пелевина
Список романов Пелевина в прошлом году достиг отметки в 20 единиц — настоящий юбилей! Фанаты писателя каждый год с замиранием сердца следят за новостями, ожидая очередную скандальную новинку одного из самых таинственных российских авторов. При этом многие российские читатели до сих пор не до конца понимают, с чего начать читать Пелевина и стоит ли вообще браться за это дело. Для полного погружения в политически-метафизический и эзотерически-провокационный мир автора собрали лучшие книги Виктора Пелевина в универсальный рейтинг.
«Омон Ра»
Мир открыл для себя творчество Пелевина более 30 лет назад: большим литературным дебютом стал злой, абсурдный и, конечно, скандальный постмодернистский роман «Омон Ра», высмеивающий советский культурный код со всем его официозом, пропагандистскими воспитательными романами и «священной коровой» в виде космической программы.
Парень со странным именем Омон готовится к полёту на Луну. «Ра» — его позывной, отсылающий к древнеегипетскому богу солнца Амону-Ра. Как и многие советские мальчишки, Омон вдохновлялся образом космонавта-героя, готового на подвиг и большую жертву ради… чего? Почему всеобщее благо требует отречения от собственного «я», и такое ли это благо, если ради него приходится жертвовать жизнями собственного народа? С этими вопросами и приходится столкнуться Омону.
«Чапаев и пустота»
Пожалуй, сказав, что «Чапаев и пустота» — самый популярный роман Пелевина, мы будем недалеки от правды. Критики называют эту книгу «первым серьёзным дзен-буддистским романом в русской литературе», а сам автор — «первым произведением в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте».
В одном из интервью на вопрос о том, что же такое пустота, Пелевин ответил так:
Я постараюсь объяснить, что такое Пустота. Только слушайте очень внимательно. Итак. (Молчит.) Вот только что вы её видели. Вот это она и есть.
Как и следует из названия, главные персонажи — легендарный комдив Красной Армии Василий Иванович Чапаев и комиссар одной из его дивизий, поэт-декадент Пётр Пустота, которому то и дело снится, что он пациент психиатрической больницы времён 90-х. Да и Чапаев оказывается совсем не так прост: если мы привыкли к образу народного героя, рвущегося в бой с шашкой наперевес, то в романе он предстаёт в неожиданном амплуа духовного наставника и философа-мистика, погружённого в идеи буддизма и даосизма. Вот и гадай, читатель, что в этой сказке ложь и какой в ней намёк.
Generation «П»
Generation «П» — известный даже неискушённому читателю роман Пелевина о «лихих девяностых», который закрепил за автором звание литературного феномена. Книга быстро была разобрана на цитаты: по сей день это одна из самых смешных, остроумных и злободневных книг Пелевина, после которой автору стали приписывать дар прорицания.
Написанная в 1999 году книга действительно предсказала многое: абсурдные маркетинговые приёмы вроде кваса «Никола», культ потребления, виртуальные политики… И в центре всего этого — молодой интеллигент Вавилен Татарский, решивший покорить рынок современной российской рекламы. К сожалению, не все идеи автора успешно прошли проверку временем, но даже сейчас книгу стоит почитать, чтобы отдать дань тому времени, когда в киосках принимали доллары, а поиск русской идеи строился вокруг адаптации западных лозунгов.
«Священная книга оборотня»
Если прошлые попытки подступиться к творчеству Пелевина оказались неудачными, очень советуем попробовать заново и начать именно с этой книги. Главное, что отличает «Священную книгу оборотня» от других романов автора, — пронзительно-щемящая «минорная» тональность, нежность и любовь к героям, что в целом большая редкость для автора, привыкшего иронизировать над всем и вся.
В центре повествования — история любви двух оборотней: оборотня-лисички по имени А Хули и «оборотня в погонах», молодого генерал-лейтенанта ФСБ. Книга не столько про «сегодня», сколько про «всегда», поэтому и образы получились безвременные, а сама история — лиричной и музыкальной: неспроста в комплекте с первым изданием романа даже шёл специальный компакт-диск.
«Жёлтая стрела»
На самом деле «Жёлтая стрела» — повесть, которая входила в несколько ранних сборников рассказов писателя. Чтение займёт у вас не более часа, но это очень красивая аллегория, «буддийско-железнодорожная» метафора жизни. Герои едут в поезде, который на полной скорости несётся навстречу разрушенному мосту. Однако пассажиры об этом не знают — вернее, не хотят знать, ведь иначе жить стало бы совершенно невозможно. Вот и устроились каждый на своём месте: напёрсточники на корточках, пьяницы с гитарой и равнодушные ко всему (кроме денег) проводники.
iPhuck 10
Неослабевающая популярность iPhuck 10 вызвана, вероятно, тем, что это относительно новый роман Пелевина, который ещё долго не потеряет актуальности (в отличие от более ранних произведений, о которых мы писали выше). Ностальгия по девяностым годам XX века сменилась ностальгией по концу века XXI, ведь iPhuck 10 — про будущее, со всей его искусственной интеллектуальностью, гендерной нейтральностью и виртуальной сексуальностью.
«Путешествие в Элевсин»
Если измерять романы Пелевина актуальностью, то вот вам самая новая из новинок автора, в которой уже нет никакой ностальгии. Вместо недавнего прошлого нас отправляют сначала в далёкое будущее, а оттуда — в виртуальную симуляцию Древнего Рима, где начальник службы безопасности Маркус Зоргенфрей и его начальник адмирал-епископ Ломас должны предотвратить назревающий в их мире бунт.
Роман завершает трилогию, начатую в Transhumanism Inc. и «KGBT+», а ещё наследует их сочные метафоры, образы и постмодернистскую игру слов. Кто-то скажет: «Самоповтор!» А в ответ услышит: «Как часто вы думаете о Римской империи?»
«Круть»
Вышедший 3 октября роман Виктора Пелевина «Kруть» стал четвёртой книгой цикла, который он начал романом «Трансгуманизм Inc.». Как говорит автор, новый остросюжетный триллер-детектив должен дать нам ответы на мучительные вопросы, которые никто ещё не решался задать.
Идёт третий век Зелёной Эры, а имплант-коррекция «Открытого мозга» превратила женщин в доминантный гендер, тем самым изменив баланс сил уголовной иерархии. В центре всей этой запутанной истории уже знакомый нам по предыдущим книгам серии Маркус Зоргенфрей — лучший баночный оперативник «Transhumanism Inc.» и адмирал-епископ Ломас. Задания, которые получает Маркус, настолько чувствительны, что после каждого из них герою полностью стирают память. И он бы не стал погружаться в опасные арестантские разборки, если бы не угроза, нависшая над планетой…
Книги из статьи
Другие статьи
Пишем о книгах и не только