02 июля 2024Интервью11 минут

Ана Райт: «Мне хочется искренности, чтобы читатели радовались во время прочтения»

Ана Райт, автор романа «По льду», живёт в Минске, поэтому основные события книги происходят именно в этом городе. Сама Ана говорит, что гораздо проще писать про место, в котором знаешь окрестности, понимаешь, как всё работает. По образованию Ана маркетолог, но тяга к писательству была у неё с детства. Поговорили с автором про планы на вторую часть, правильную дозу романтики в романтической литературе и даже хоккее!

 

— Как начался ваш авторский путь?

— Всё началось в 16 лет с сериала «Волчонок». Я была большим фанатом, а спустя время решила написать фанфик. Получился большой, не совсем логичный текст. В то время я мало внимания уделяла деталям, просто писала.

В более осознанном возрасте, после поступления в университет, я поняла, что тема с писательством меня не отпускает. Захотелось сделать что-то своё, более глобальное, крутое и классное. Помню, когда уже выпускалась, разговорилась с подругой. Тогда рассказала ей про свой опыт написания фанфиков, а она говорит: «Это круто!» А я почему-то всё время стыдилась этого. Казалось, что меня не поймут, скажут: «Ой, чем ты там занимаешься, что-то пишешь. Ты ничего не добьёшься». А подруга поддержала, предложила делать что-то своё и не бояться!

Поскольку я всем сердцем люблю хоккей, я приняла решение писать историю именно на эту тематику. Изначально планировалось сделать что-то попроще и не добавлять столько стекла. А потом поняла: лёгкие романы — не моё. Хотелось поднять как можно больше проблем, например в отношениях между родителями и детьми, показать трудности богатых людей. Около двух лет работала над деталями, прорабатывала персонажей. Хотелось сделать всё качественно и логично, не то что мой первый фанфик! Старалась, чтобы сюжета было сразу на две части. А когда вся картина стала видна и были проработаны все детали, я начала писать.

— То есть вы изначально хотели две части написать?

— Да, это было запланировано. Мне казалось, что за одну часть я не успею раскрыть всех персонажей так, как хотелось бы. Ещё я хотела показать историю с двух сторон. Если в первой части история ведётся по большей мере от лица Николая, то во второй части будет раскрываться персонаж Ани. Будем узнавать её линию, раскрывать детали, которые упоминались в первой части.

— Значит, вторая часть сейчас в процессе?

— Да, написано уже больше половины. Я пишу её уже с сентября. Мы договорились с редактором, что к концу июля уже сдам рукопись в издательство, и работа пойдёт дальше. Я стараюсь работать продуктивно!

— Как вы думаете, что самое сложное в написании любовного романа?

— Я люблю, когда в книге всё гармонично, когда показана не только любовь, но ещё и проблемы. Немножко любви, немножко жизни, чтобы все это комбинировалось и развивалось. Правда, это крайне сложно для автора, потому что можно легко переборщить. Некоторые не любят, чтобы было слишком слащаво, некоторым, наоборот, не хватает этой слащавости. Важно найти идеальную дозу, которую нужно дать читателям, чтобы всё было идеально.

— А вам лично что больше нравится: когда слащаво или когда ближе к реальности?

— Я в душе большой романтик, я люблю слащавое! Поэтому в книге было много таких тёплых, нежных, душевных сцен. Но, мне кажется, читателям больше нравятся отношения, приближенные к реальности.

— Чем, помимо хоккея, вы вдохновлялись при написании? Может, у вас были ситуации, которые вы решили перенести на страницы?

— Я вдохновлялась сериалами. Может, вы знаете турецкий сериал «Чёрная любовь»? Там очень красиво описана любовная линия, что-то я брала оттуда. Но в основном я вдохновлялась именно хоккеем, смотрела много матчей, чтобы создать качественные сцены. Мне кажется, это было самым сложным этапом, потому что обычно «девочки в хоккее не разбираются», но у меня как-то получилось!

Жизненные ситуации я не брала за основу. Многие спрашивают, кто является прототипом героини, я это или не я. Это точно не я, мы с ней разные! Просто так совпало, что имена красиво сочетались.

— Расскажите про процесс создания. Какую музыку слушали, где писали текст? Может, были форс-мажоры или неловкие ситуации?

— По большей части я писала дома, но очень любила выходить к водохранилищу Дрозды, это недалеко от арены. Безумно красивое место, которое меня вдохновляет. Когда мне не хватало какого-то толчка к написанию, я приходила туда. Шум воды и пение птиц меня успокаивали, наталкивали на мысли, как можно сделать сюжет более красивым, живым, ярким.

Ещё была ситуация, когда я ехала в метро и очень сильно задумалась над сценой, которую нужно было прописать. И просто проехала свою остановку! Я смотрела в одну точку, а потом поняла, что уже давно проехала станцию и не понимаю, где я нахожусь!

В процессе работы я слушала разные песни, но лучше всего заходила группа Linkin Park. У них есть песня One More Light — очень душевная, текст пробирает до мурашек. Я могла поставить её на повтор и слушать по сто раз, пока писала роман.

Не хочу говорить, что я мазохист, но при написании грустных, плачевных сцен я включала такую музыку, чтобы ввести себя в состояние, в котором я могла бы чувствовать героев, прописывать их эмоции, движения, поведение. Когда были романтичные сцены, я включала турецкие песни, в основном саундтреки к «Чёрной любви». Я немного сумасшедший автор, который специально качает себя на качелях и вгоняет в подобное состояние.

— Когда автор заставляет себя прочувствовать эмоции героев, книга получается живее. И это заметно!

— Да, мне хотелось так делать. Я понимала, что без этого не смогу. Часто переписывала сцены, потому что видела, что в жизни люди так себя не ведут. Не тот жест, не та мимика.

— А как вы составляли непосредственный плейлист к книге? Выбирали из того, что прослушивали в процессе, или подбирали песни целенаправленно?

— Я могла слушать песню и вдруг понимала, что она идеально подходит под какую-то сцену в книге, поэтому вставляла. Но была и пара песен, которые просто ассоциировались с главным героем, поэтому их место в плейлисте!

— Как рукопись попала в Маракуйю?

— Это было очень неожиданно, я даже не строила никаких ожиданий! Я закончила писать роман, выложила последнюю часть. И вот, сидя на работе, захожу на электронную почту и вижу сообщение от редактора, что моей рукописью заинтересованы. Это был небольшой шок, потому что на тот момент у текста было не очень много просмотров, около двух тысяч. Не думаю, что это супермного по сравнению с тем, что требуют другие издатели.

Для меня было неожиданностью, как можно попасть на глаза к издателю без аудитории, без большого количества читателей

Я ответила на письмо, отправила рукопись на рассмотрение с кратким описанием сюжета, и мне очень быстро пришёл ответ, что над моей рукописью готовы работать. Это были неописуемые эмоции, я была счастлива! Я поняла, что, когда не строишь какие-то ожидания, всё получается быстрее. Я ещё на Новый год загадала желание, чтобы мою книгу издали, и вот моё желание исполнилось!

— Насколько сильно изменился роман в процессе редактуры?

— Я сама попыталась всё почистить перед тем, как отправлять. Но и не сказала бы, что там сильно что-то изменили. Скорее, помогли улучшить структуру текста, сделать его более ритмичным. Я обожаю впихивать причастные и деепричастные обороты в большом количестве.

Мне помогли упростить текст, сохранили то, что есть, и указали на несостыковки, на которые я не обратила внимания. Ещё убрали некоторые части про хоккей. Мы вырезали куски, где я описывала, кто в какой конференции играет, сколько матчей отыграно и тому подобное. Мне почему-то захотелось написать побольше информации, чтобы все понимали, в каком котелке мы варимся.

— Если бы вы были читателем, а не писателем, на что бы в первую очередь обратили внимание в своей книге?

— Я всегда обращаю внимание на обложку. Если обложка красивая, я даже могу не вчитываться в аннотацию. Просто «О, красивая книга, берём с полки, идём на кассу, покупаем». Потом, конечно же, важен слог, как пишет автор, как описывает эмоции. И, естественно, сюжет. Хотелось бы, чтобы было логично, чтобы не оставалось в голове вопросов «А что случилось с этим героем, а почему это так?». Я бы обратила на это внимание, поэтому сама постаралась раскрыть историю и не оставить вопросов.

— В романе важную роль играет тема звёздного неба, Вселенной. Почему символом любви вы выбрали именно это?

— Мне очень понравилась фраза, которая мелькала в ТикТоке: «До Луны и обратно». Потом я изучила информацию, и, действительно, это считается символом чего-то возвышенного, яркого, любовного, романтичного. И есть ещё фраза «Вселенная бесконечна». Мне хотелось показать, что их любовь тоже бесконечна, между ними происходит что-то возвышенное. Я же говорю, я просто романтик, поэтому такие вещи люблю писать!

— Этого очень не хватает. Сейчас в книгах довольно много чего-то плотского и очень мало возвышенного, лёгкого, в какой-то мере наивного.

— Да, обычно у всех любимый троп «от ненависти до любви», когда герои ведут себя ужасно друг с другом, а потом влюбляются. Я поняла, что я так не смогу написать. Мне хочется искренности, чтобы читатели радовались во время прочтения, потому что сейчас действительно мало книг, в которых есть эта искренность.

— Какой ваш любимый персонаж в книге и почему?

— У меня их несколько. Первый, естественно, это Николай. Я постаралась создать какой-то идеал парня, собрав все черты. Во-первых, я просто очень люблю хоккеистов. Во-вторых, я сделала его начитанным, интеллектуально развитым, добрым, искренним парнем, который несёт ответственность за свои поступки. Мне кажется, в современном мире нет такой чистой искренности. Люди перестали помогать друг другу.

Всем сердцем люблю Аню. Она яркая, живая, и, несмотря на небольшую холодность Николая на первых порах, она всё равно пыталась с ним подружиться и влиться в команду.

А ещё люблю тренера Сергея Петровича. Он заменял Коле отца, выстраивал тёплые доверительные отношения, всегда переживал за парня, старался помочь.

Ну и Лёша Миронов мне тоже нравится. Его может быть маловато в этой части, поэтому его будет побольше во второй. Мне кажется, я немножко его обделила тем, что не придумала ему девушку, какую-то жизнь. Нужно обязательно поработать с этим персонажем и раскрыть его.

— Мне тоже понравился Лёша. Это тот самый второстепенный персонаж, через которого раскрывается главный герой и который сам раскрывается. Надеюсь, что его будет побольше во второй части!

— А кто вам не понравился?

— Поначалу отец, но он реабилитировался.

— А как вам доктор?

— Доктор у меня больше вызывает сочувствие, всё же у него тоже произошла большая трагедия. Вообще мне очень не понравился Федя Любимов.

— Очень хорошо, что он вам не понравился! Есть такие персонажи, которых автор в начале хочет сделать более или менее хорошими, но потом возникают такие моменты, когда он понимает, что не выйдет. Федя ещё покажет себя во второй части.

Кстати, знаю, что в издательство уже приехала напечатанная книга! Когда я получила видео от редактора, я даже забыла, как дышать. Одно дело, когда тебе показывают эскиз и ты видишь графику на компьютере. А здесь физическая книга, эти страницы, клапаны. Книги — дети для авторов, всегда холишь их, лелеешь!

Автор

Редакция